Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа
Цель настоящего работы состоит в комплексном исследовании конституционно-правового регулирования политических прав и свобод граждан в Российской Федерации, изучении и анализе их юридического содержания.
Для достижения поставленной цели предполагается решение задач:
исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках на тему курсовой работы;
дать общую характеристику конституционным правам и свободам человека и гражданина РФ;
рассмотреть понятие и сущность политических прав и свобод граждан РФ;
охарактеризовать основные политические права и свободы граждан РФ.
Введение…………………………………………………………………..….……3
Глава1. Общая характеристика Конституционно – правового регулирования политических прав и свобод в Российской Федерации………………………...7
1.1 Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ
1.2 Понятие и сущность политических прав и свобод граждан РФ
Глава2. Основные политические права и свободы граждан Российской Федерации…………………………………………………………………..........14
2.1 Право на участие в управлении делами государства
2.2 Право на объединение
2.3 Право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
2.4 Свобода печати и информации
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем референдума).
Каждый гражданин имеет право равного доступа к государственной службе без каких–либо ограничений. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа.
Это право полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе»: нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям.
Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации быть присяжным заседателем, народным заседателем. Народные заседатели участвуют в коллективном рассмотрении дел наравне с судьёй в суде первой инстанции.
Право граждан участвовать в отправлении правосудия реализуется не только в указанных общественных формах. Отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать и профессиональным судьей. Для этого гражданин, в соответствии со ст. 119 Конституции РФ должен отвечать следующим требованиям: достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В Российской Конституции, согласно статьи 33, все граждане имеют право на обращения, именуемое еще правом петиции. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания (петиций) в государственные органы и органы местного самоуправления, или к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Петиции - это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др.
Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц.
Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Поэтому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы, предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.5
Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.
2.2 Право на объединение
Конституция РФ наделяет своих граждан также таким важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, как право объединяться в различные общественные организации, принимать участие в работе их выборных органов (ст. 30 Конституции РФ), включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т.е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественно-политической деятельности, позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а так же позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение – дело добровольное, но, вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения.
Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Можно быть участником, нескольких объединений. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права:
а) право на объединение принадлежит каждому человеку, однако, есть законные ограничения для некоторых лиц, например, военнослужащих, судей, прокуроров. б) государство гарантирует свободу общественных объединений, за исключением ограничений, предусмотренных в Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Общественными объединениями обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях. в) никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
2.3 Право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
Одним из основных является право граждан РФ на мирные собрания, проведения митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирований и других политических акций (ст. 31 Конституции РФ).
Свобода собраний, митингов, демонстраций является формой публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, целью которого является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому, или иному вопросу достоянием общественности.
Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
Использование этого права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия.
Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.
2.4 Свобода печати и информации
Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Идейный плюрализм, т.е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического терпимого общества. Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо. Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.
Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве:
Первоосновой свободы печати является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией.
Распространение информации не должно быть монополией государства - в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение принадлежит массовой информации, которая реализуется через информационные агентства и различные средства (СМИ) - газеты, журналы и т. д. Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом (например, с Государственным комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.
Согласно Конституции цензура запрещается.
Заключение
Завершая работу, сделаем краткие выводы.
Приведенные выше конституционные положения о политических правах и свободах граждан России составляют основы их политико-правового статуса.
Политические права и свободы являются составной частью общей системы прав человека, одной из ее подсистем. Другими элементами являются экономическая, социальная и культурная подсистемы: все они самым непосредственным и теснейшим образом связаны между собой.
Политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества, определять свое политическое поведение, самой избирать те или иные виды и меры политических действий и поступков, которые предпринимаются с целью оказания воздействия на принимаемые политические решения.
В Конституции Российской Федерации закреплены следующие политические права и обязанности граждан:
Информация о работе Общая характеристика политических прав и свобод российских граждан