Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы возрастает, во-первых, изучение политической системы представляет особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя различные функции. Примечательным явлением нашего времени стала политизация общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны материальной и духовной жизни. Во-вторых, понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Введение 1
1. Сущность, структура и функции политической системы 3
1.1 Сущность политической системы 3
1.2 Структура политической системы 5
1.3 Функции политической системы 7
2. Типологизация политических систем 9
2.1 Авторитарная политическая система 11
2.2 Тоталитарная политическая система 13
2.3 Политическая система демократического типа 15
3. Общая характеристика политической системы Российской Федерации 19
3.1 Отличительные особенности современной российской политической системы 19
3.2 Представительная власть как связующее звено между обществом и государство 23
3.3 Место и роль гражданского общества в политической системе современной России 26
Заключение 29
Список используемых источников 32
Достаточно часто нашей
стране после 1991 года выделяют два качественно
различных этапа и в
Действительно, после 2000 года в отечественную политическую систему были внесены серьезные сущностные изменения. Так, например:
Президента РФ и новые
структуры – федеральные
Кроме того, после 2000 года в нашей стране было осуществлено несколько достаточно крупных реформ: судебная реформа, реформа образования, административная, паспортная реформа и некоторые другие. И хотя ни одна из них не считается успешной или завершенной, следует подчеркнуть, что они проводились при активном участии части политической элиты.
По мнению президента России, наша государственная власть должна:
При этом глава государства
говорил о качествах
Усилия, предпринятые руководством государства по разрыву еще только формирующихся связей между государственной властью, политическими институтами и гражданским обществом были ошибочны. Задача формирования связей между властью и обществом решалась до 2008 года в России преимущественно авторитарными методами, т.е. сверху. В качестве примера приведем создание Общественной палаты России, которая вроде бы «имитирует» гражданское общество, но его институтом фактически не является, прежде всего, потому, что довольно трудно назвать личные интересы граждан, которые реализует в нашей стране Общественная палата.
Реальное разделение властей в России затруднено в связи с двумя сущностными моментами.
Во-первых, Президент, согласно Конституции РФ, оказался как бы вне рамок разделения властей. Фактически он возвышается над ними и даже можно заметить некоторое подавление любой власти институтом президентства самим фактом обширности своих полномочий. Реальный парламентаризм (как власть представительная) не смог получить в современной России своего реального воплощения.
Во-вторых, реально законодательная власть в нашей стране не обладает контрольными функциями ни в отношении исполнительной, ни в отношении судебной власти.
3.3 Место и
роль гражданского общества в
политической системе
Понятие гражданского общества
подразумевает некоторую
При этом государство создает необходимые условия для свободы людей и роста проявления и разнообразия их инициатив, а гражданское общество контролирует деятельность государства и поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей персональной ответственности за общество в целом. Масштаб гражданского общества в реальном обществе определяется долей активных граждан, обладающих развитой правовой культурой и выступающих его модуляторами.
Проблема участия гражданского общества в политике была в нашей стране весьма актуальной и дискуссионной в 1990-е годы. Пожалуй, по инерции и после 2000 года она некоторое время еще активно дискутировалась в среде отечественных экспертов, политиков и политологов, журналистов и даже религиозных деятелей. Одновременно с этим обсуждалась проблематика строительства более разветвленной и эффективной политической и партийной систем, их взаимосвязь с государством и обществом. Однако в последние годы актуальность этой проблемы уменьшилась, а дискуссии фактически прекратились. Выделено несколько причин такого положения.
Во-первых, укрепление вертикали власти привело в нашей стране
фактическому упрощению политической системы.
Во-вторых, появление
популярного политического
В-третьих, политическая элита и органы государственной власти смогли убедить российское население в том, что они сами, без участия граждан и общества, смогут сформировать эффективную политическую систему.
В-четвертых, примерно к 2005 году в России сформировалась и была артикулирована в информационном пространстве концепция «суверенной демократии».
В-пятых, у некоторых отечественных ученых и политиков сложилось критичное отношение к зарубежному опыту развития политической системы.
В-шестых, у части политического сообщества, среди чиновников и экспертов продолжает нарастать стремление искать основные угрозы национальной безопасности вне нашей национальной территории.
Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» содержится немало сущностных положений, характеризующих складывающуюся в России политическую систему. В Стратегии при перечислении сил и средств обеспечения национальной безопасности полностью выпало общество. Вряд ли может быть поддержано положение Стратегии о том, что одним из главных направлений политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков.
Трудно поддержать положение
Стратегии о том, что обеспечению
общественной безопасности на долгосрочную
перспективу будут
Заключение
Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит центр социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в данном обществе.
Любая политическая система многофункциональна. К основным ее функциям, относятся следующие: политическое руководство обществом, в т.ч. определение стратегических целей и перспектив общественного развития; консолидация общественно-политического строя на базе ценностей и идеалов; регулятивная функция, т.е. выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; функция мобилизации ресурсов, которая призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей, функция распределения материальных и духовных ценностей и др.
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. В зависимости от политического режима различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. По характеру взаимодействия с внешней средой говорят об открытых и закрытых системах.
Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы.
В государствах, где политическая система вынуждена решать задачи, которые она решить не может, возникает кризис политической системы.
Список используемых источников
Учебники, монографии, брошюры
Информация о работе Общая характеристика политической системы Российской Федерации