Органы государственной власти. Характеристика республиканской формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Механизм государства - представляет систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Содержание

Органы государственной власти
Характеристика республиканской формы правления
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

Органы судебной власти

Судебная власть РФ представляет собой систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О судоустройстве".

Конституционный Суд Российской Федерации  состоит из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд  Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в  его составе не менее трех четвертей  от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Верховный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики (статья 126 Конституции Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 127 Конституции Российской Федерации)

Единство судебной системы Российской Федерации находит свое выражение  в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и  других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех  же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса  судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих  судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в осуществлении правосудия. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.

 

В данной работе я описала понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрела органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органов, сколько существует авторов. Я попыталась объединить существующие точки зрения. При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

- Дано понятие и рассмотрены  основные черты государственных  органов в Российской Федерации;

- Приведены возможные классификации  государственных органов в Российской  Федерации;

- Раскрыт правовой статус Президента  РФ и Правительства РФ;

- Дана характеристика конституционных  основ судебной власти в Российской  Федерации.

Итак, орган государства - это составная  часть механизма государства, имеющая  в соответствии с законом собственную  структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая  с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

 

 

 

 

 

 

Характеристика республиканской  формы правления

Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики. В данной курсовой работе будет рассмотрена республиканская форма правления.

Само понятие «республика» происходит от двух латинских слов (res -- дело и publicus- общественный, всенародный) и в буквальном смысле обозначает дело общества, народа или общественное, народное дело. В отличие от монархии, государственная власть в республике осуществляется избираемыми на соответствующий срок высшими органами государственной власти. Поэтому республика – это такая форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

    1. парламентарные;
    2. президентские;
    3. смешанные (полупрезидентские).

Парламентская республика

   Это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты и доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Президентская республика

Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики :

    • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
    • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
    • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

И законодательная власть, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, т.к. кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

Смешанные республиканские формы  правления.

В данной форме правления характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской  республики. Президент является главой государства и избирается, как  правило, на всеобщих выборах и наделен  юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется  парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент  осуществляет общее руководство  правительством, которое возглавляет  премьер-министр. Президент имеет  право роспуска парламента при наступлении  определенных обстоятельств. Для республик  смешанного типа характерен дуализм  исполнительной власти. В частности, для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример – Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции  страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения  непреодолимого конфликта между  органами исполнительной власти и парламентом  одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России).

Подводя итог моей работы, делаю вывод, что республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют детального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны. Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела закрепиться в современно мире. Мне кажется, что будущее именно за республиканской формой правления. Нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления. Мы рассмотрели республику как форму правления и можно сделать вывод, что всемирные процессы демократизации общества ведут к тому, что республиканская форма правления становится одной из самых массовых в мире.

Подводя итоги своей контрольной  работы, я сделала вывод, что теория государства и права связывает воедино теоретические и прикладные отрасли знаний не только юридических, но и иных общественных наук. Неслучайно именно с теории государства и права начинается изучение всей юриспруденции. Ее категории и понятия, синтезируя опыт отраслевых правовых наук, направлены, в конечном счете, на обеспечение успешной практической деятельности юриста.

Библиография

Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации. М., 2008

Учебная и научная литература

    1. Азаров Н.И. Теория государства и права. – М., 2006
    2. Алексеева С.С. Теория государств а и права: учебник для вузов- Норма; Москва 2004.
    3. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее / О. Зазнаев // Сравнительное конституционное обозрение. - 2006.
    4. Комаров С. А. Правоведение «Юристъ», 2003. 526с
    5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. - М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Органы государственной власти. Характеристика республиканской формы правления