Органы исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Органы испол власти.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятие и функции исполнительной власти

В соответствии с конституционным  принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и  независимой ветвью государственной  власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и  нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она  должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления  законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она  может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять  административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

- издание правовых актов управления использование распорядительных и контрольных полномочий,

- заключение административных договоров,

- проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

- органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

- корпус государственных служащих;

- юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

 

2. Понятие и виды органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - это  вид государственного органа, который  наделен правом от имени государства  осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие  в процессе государственного управления. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента.

Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.

Орган исполнительной власти имеет  внешнюю и внутреннюю форму.

Внешней формы включает следующие  основные элементы:

- официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

- компетенция, определяющая меру и способ ее участия в государственном управлении, и территориальный масштаб деятельности; в) функции, цели и задачи деятельности;

- формы и методы деятельности;

- положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

- порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма показывает:

- устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К элементам внутренней формы относятся  также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные  служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган  исполнительной власти может быть представлен  отдельным должностным лицом  или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции  и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать:

- по основаниям образования:

- образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства и т.д.);

- создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

- по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабам деятельности:

- федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

- региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

- органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

- по порядку образования:

- избираемые (президенты, главы администраций субъектов федерации);

- образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

- по объему и характеру компетенции:

- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.);

- органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

- органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

- специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

- органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли;

- по организационно-правовой форме:

- правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

- по порядку принятия решений:

- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

- коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительства РФ, правительства субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.).

3. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне  согласованная совокупность различных  по своей организационно-правовой форме  органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как  комплексное образование, имеющее  свою вертикальную иерархическую структуру  и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой  повседневное оперативное управление общественными процессами. Система  органов исполнительной власти в  РФ образуется и функционирует в  соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в государственном управлении.  

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ) и органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в  решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

4. Правительство Российской Федерации

Широкие полномочия Президента РФ в  сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Ст. 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство  министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и  социально-культурных сферах. Оно полностью  отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время  Президент непосредственно руководит  государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как  оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий  стихийных бедствий. Правительство  вправе лишь координировать деятельность этих органов. Правительство РФ назначает  на должность и освобождает от должности всех должностных лиц  государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители  федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций  при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

5. Понятие и  содержание права собственности

Определенную сложность  представляет уяснение понятия и  содержания права собственности, а  также его места в системе  гражданских прав в качестве абсолютного, т.е. защищаемого от неограниченного  круга субъектов и предоставляющего правообладателю наиболее широкие  правомочия экономического господства над объектом вещного права. Право  собственности - субъективное право, и, как всякое субъективное право, возможность  определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу. Любому субъективному праву корреспондирует  обязанность; в данном случае на всех без исключения третьих лиц возлагается  обязанность не вторгаться в отношение  собственника к вещи и не препятствовать осуществлению собственником своего права. Право собственности предоставляет  правообладателю, и только ему, определять характер и направления использования  принадлежащего ему имущества, осуществляя  над ним полное хозяйственное  господство и устраняя или допуская по своему усмотрению других лиц к  его использованию. На основании  изложенного можно дать следующее  определение:

Право собственности как  субъективное гражданское право  есть возможность лица по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе и в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться  принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его  содержания.

Правомочия собственника раскрываются в п. 1 ст. 209 ГК РФ через  триаду:

  • владение;
  • пользование;
  • распоряжение.

Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность  иметь имущество в своем хозяйственном (фактическом) обладании.

Правомочие пользования - это основанная на законе возможность  эксплуатации, хозяйственного использования  имущества путем извлечения его  полезных свойств. Пользование, как  правило, тесно связано с правомочием  владения, ибо в большинстве случаев  можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения - это возможность определения  юридической судьбы вещи путем изменения  ее принадлежности, состояния или  назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение). 

Имущество, в том числе  недвижимое, может находиться в частной, государственной и муниципальной  собственности. Государственная собственность  подразделяется на федеральную собственность  и собственность субъекта Федерации.

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ