Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:34, контрольная работа
Процесс исторического развития демократии достаточно длителен, многообразен и противоречив. Не завершен он и поныне. Ни одна политическая система в мире пока еще не воплотила в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса».
Проблемы демократии на ее современном уровне — одни из основных в политологии современности. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в различных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость, как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие демократического режима 4
2. Сущность демократии 6
3. Основные формы демократии 8
4. Современные теории демократии 10
Заключение 12
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 13
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «политология»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие демократического режима 4
2. Сущность демократии
4. Современные теории
демократии
Заключение
ИСТОЧНИКИ И
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Процесс исторического развития
демократии достаточно длителен, многообразен
и противоречив. Не завершен он и поныне.
Ни одна политическая система в мире пока
еще не воплотила в себе идеалы демократии,
а представляет лишь результат «многоступенчатого,
продолжающегося исторического процесса».
Проблемы
демократии на ее современном уровне —
одни из основных в политологии современности.
Их многоаспектность, сложность, непосредственная
обусловленность политической практикой,
неоднозначной в различных странах, определяет
разнообразие, да и противоречивость,
как подходов к изучению, так и сложившихся
в науке концепций.
1. Понятие демократического режима
Понятие демократического режима включает в себя не только государственный режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии.
Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел выражение в конституциях демократический тип общественного строя. Он отличается от авторитарного и тоталитарного политических режимов следующими формально-юридическими принципами:
Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципы выглядят весьма привлекательно. Однако не следует забывать то, что она носит собирательный обобщающий характер и включает в себя наиболее значительные черты этого режима, которые совсем не обязательно все вместе присущи конкретным режимам тех или других государств.
Пока же политологи не располагают достаточными основаниями, чтобы считать бывшие и настоящие политические режимы в том или другом государстве реально демократическими, а не привлекательной утопией.
Мировая политическая наука
еще не дала исчерпывающего определения
сущности демократического режима как
многогранного феномена общественного
бытия. Понятие демократического режима
со времен Древней Греции чаще всего
трактуется как форма государства,
противоположная авторитаризму
в любых его проявлениях. Между
тем государственный режим
2. Сущность демократии
На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
Первый подход - этимологический, т.е. рассматривающий
происхождение и изначальное значение
термина "демократия". Дословно же
"демократия" переводится с греческого
языка на русский как "народовластие",
или, по сделанной в XIX в. американским
президентом А. Линкольном расшифровке,
"правление народа, избранное народом
и для народа". То есть, иначе говоря,
согласно этому подходу, демократия - это
форма общественного устройства, основанная
на равноправном участии членов общества
в управлении с принятием решений большинством.
Второй поход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.
Третий подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.
Четвертый подход - так называемая "гражданская теория демократии" (российский политолог В. Махнач и др.) - рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.
Пятый подход - негативный - рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).
Шестой подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле. С позиций этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции политиков в борьбе за власть с добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д.
4. Современные теории демократии
В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.
Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.
Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.
Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес»-, который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии.
Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни. Наряду с перечисленными теориями демократии в современный период появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных концепций с учетом изменившихся реалий, динамикой демократических процессов.