Основные подходы к сущности и социальной ценности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в следующем. Любое общество представляет собой своего рода целую социальную систему, которая различается степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.
Таким образом, что для каждого общества характерна определенная система управления (социальная власть) которая регулирует поведение людей благодаря общим правилам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........3
I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков…………….............5
1.1. Эволюция понятий сущности государства…………………………………….5
1.2. Проблемы определения признаков государства……………………….............7
II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства.............10
2.1 Основные концепции сущности государства………………………….............10
2.2. Социальное назначение сущности государства………………………...........12
2.3. Закономерности развития государства……………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………………......19

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая 1 курс государство понятие и признаки 25 с.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Арифметическая концепция (классическая). Она возникает в античную эпоху. Трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву.11

Юридическая концепция. Широкое распространение получило в 19-начале 20 вв. Государство с его позиции трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. Таким образом, сущность государства сводится в кому что это универсальное юридическое лицо, которое приобрело право издавать правила поведения, обязательные для других юридических лиц. Государство – своего рода «союз союзов». При этом союзы создают свои правила поведения, а государство – общие для всех союзов и их членов. 12

Личностная концепция. Родилась в рамках теории «общественного договора». Существует два подхода в понимании этой концепции: а) В догосударственную эпоху проходила война «всех против всех». Чтобы не погибнуть, люди пошли на объединение в образование, которое мы сейчас называем государством: б) Человек по своей природе желает объединения себе подобным. Следовательно, государство есть результат стремления людей объединиться в союз.13

Кибернетическая концепция. Она сформировалась в 60-е годы прошлого столетия. Государства с точки зрения этой концепции является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству(обратная связь) 14

Социологическая концепция. Она зародился в 17-18 вв. В современной науке относится к числу самых распространенных. Сторонники этой концепции трактуют государство как особое организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое не родственная связь, а территория. Кроме того, для такого общества характерна особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.15

 

 

 

2.2. Социальное  назначение сущности государства

С сущностью государства близко соединено такое понятие, признаки как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, признаки для чего предназначено государство, признаки каким целям оно должно служить. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, признаки таковы цели, признаки задачи, признаки которые оно ставит перед собой.

Старания установить социальное назначение государства предпринимались в различные исторические эпохи.

Платон и Аристотель  называли социальным назначением каждого государства утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770-1831).16

Приверженцы договорной теории возникновения государства считают, признаки что оно возникло также из общих увлечений граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), признаки достижения общего блага (Г.Гроций), признаки ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). Ф. Лассаль (1824-1864) основную задачу государства видел в формировании и реализации свободы человека.

Нынешние взгляды на социальное назначение государства назначаются теми объективными условиями, признаки которые свойственны для данного уровня воспитания общества. В обществе утвердились такие ценности, признаки как демократизм, признаки равенство и справедливость, признаки свобода личности. Это способствует тому, признаки что государство должно реализовывать общесоциальные функции, признаки т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, признаки например, признаки кто стоит у власти, признаки как меняется социальная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

 Сущность государства - это организация политической власти (социальный институт).Это  его смысл, определяет его содержание, признаки назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

 Л. А. Морозова отмечает, признаки что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1)классовый;

2)общесоциальный. 17

Первый подход состояние в том, признаки что сущность государства устанавливается как формулирование интересов и воли экономически господствующего класса и всучивание воли этого класса всему обществу. Данный подход свойственен марксистскому осмыслению государства. Государство толкуется как аппарат насилия, признаки принуждения, признаки подавления,! А его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, признаки что родоначальники марксистского учения признавали, признаки что государство, признаки выполняет одновременно некоторые "общие дела", признаки свойственные любому обществу и воспроизводящие интересы всех или большинства его членов.18

Второй подход идет из общесоциальной сущности государства, признаки его направления служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности соединять все общество, признаки санкционировать начинающиеся противоречия и конфликты, признаки выступать средством достижения социального мира и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, признаки религиозный, признаки расовый и др. В зависимости от разнообразных условий господствовать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые изрекали по разному. Одни считали, признаки что государство — это политический феномен, признаки присущий любому классовому обществу. 19

Л. Гумплович утверждал, признаки что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, признаки основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, признаки что у них есть общего с верховной властью, признаки которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, признаки которое и должно составлять цель государственного устройства".20

В современный период распространена точка зрения, признаки что государство — это общественный организм, признаки политический способ жизни гражданского общества.

Значительным для владения сущности государства является понимание его целей, признаки задач и социального назначения.

Все это укрепляет лишь некоторые стороны социальной сущности государства. Основное в социальной сущности государства, признаки — оно является организационной формой общества, признаки его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.21

 

2.3. Закономерности  развития государства

Обнаружение и анализ повторяющихся, признаки т.е. закономерных, признаки связей, признаки назначающих ход развития государства, признаки дают разрешение увидеть настоящее, признаки и заглянуть в будущее данного феномена. 22

Государству как сравнительно независимому явлению свойственны личные закономерности развития. Тем не менее главные импульсы к ходу вперед получает от взаимодействия с динамично формирующимся обществе.

Одна из основных закономерностей эволюции государства содержится в том, признаки что по мере улучшения цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и формирования демократии оно превращается из простого, признаки «варварского» создания принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, признаки где активно действует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. 23

Демократически развивающееся общество нуждается в том, признаки чтобы его многосторонние объективные надобности были в центре внимания государства. признки. Государство стало распространять свою организующую и концентрирующую деятельность на экономическую, признаки социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, признаки труда, признаки культуры, признаки образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С.С. Алексеева о том, признаки что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: “уход” государства от экономики, признаки все большее его отдаление от хозяйственной жизни, признаки от выполнения функций собственника». Практика представила, признаки что именно сегодня в силу многих оснований государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, признаки уберегло ее от экономических потрясений во многих странах мира24

Под влиянием научно-технической революции и возникшего процесса мировой интеграции, признаки формирование мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сдвигание различных государств, признаки их взаимообогащение в итоге взаимодействия. Так, признаки в свое время западные государства восприняли от социалистических государств социальную устремленность их деятельности, признаки планирование. Сегодня Россия обучается у западных государств разделению властей, признаки парламентской культуре, признаки строительству правового государства. Под воздействием данной закономерности отходят в прошлое идеологическая война, признаки недоверие и подозрительность.

Правда, признаки названные закономерности представляют собой признаки главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма двойственным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Определение классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, правом и использование только классового подхода существенно ограничивает вероятность научного познания государства и политической власти.

Во-первых, правом власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, правом которая действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах.

Во-вторых, правом   во   многих   странах, правом   избавившихся  от колониальной  зависимости, правом часто  формируется  такое обстоятельство, правом при которой ни одно из социальных классов не имеет достаточной силой и собранностью, правом чтобы взять власть. Отчего при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, правом развитие национальной экономики и культуры) появляется власть различных классов и неклассовых социальных групп, правом содержащего национальную буржуазию, правом рабочий класс, правом крестьянство, правом интеллигенцию, правом ремесленников, правом мелких торговцев и пр.

В-третьих, правом при установленных условиях может появиться государство, правом в котором власть не на словах, правом а на деле будет принадлежать всему народу, правом поскольку всенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

Вследствие этого любое государство должно реализовывать (и всегда осуществляет)   общесоциальные  функции, правом  влиять  в интересах всего общества. И любое государство не только является средством сдерживания, правом машиной господства какого-то класса или социальной группы, правом но и представляет все общество.

   Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, правом которая неразрывно связана с классовой и составляет, правом таким образом, правом вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда совмещают узкоклассовые или групповые интересы властвующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение показанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, правом причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Государство — явление исключительно многостороннее, правом многогранное, правом обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать разнообразные системы его классификации. В этом плане предпринимались многочисленные, правом различные по своим основаниям попытки.

На базе исторического подхода выделялись древние, правом средневековые и современные государства, правом а по своему историческому и культурному развитию — крестьянские, правом промышленные и научно-технические (либо доиндустриальные, правом индустриальные и постиндустриальные).

По характеру цивилизации государства могут быть разделены на восточные, правом западные и смешанные (промежуточные), правом а по уровню экономического развития — на высокоразвитые, правом средне-развитые и «бедные».

Наиболее важными представляются такие варианты классификации, правом которые основаны на характеристике властеотношений, правом т.е. сути этой власти, правом ее классовой (социальной) принадлежности.

 

 

Список используемых источников

 

  1. Абчук В. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Бита-Пресс, 2012. - 335с.
  2. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юрид. Лит., 2012.-192с.
  3. А. Б. Венегеров. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 2012. – 528с
  4. Теория государства и права :Учебник/ А.В Малько.-КНОРУС, 2011. – 400с.
  5. Вершигора Е. В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2011.1 – 184с.
  6. Волков С.А. Теория государства и права. – М.: Инфа, 2011 – 320с.
  7. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2013. -  510с.
  8. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М.: Межд. Отношения, 2013. – 356 с.
  9. Общая теория государства и права: Учебник./Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2012. – 380с.

Информация о работе Основные подходы к сущности и социальной ценности государства