Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 22:05, реферат
Нормы-принципы, включенные в главы «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основ-ные группы:
- гуманистические основы конституционного строя;
- основные характеристики Российского государства;
- экономические и политические основы конституционного строя;
- основы организации государственной власти.
I. Введение.
II. Основы конституционного строя.
II.1. Гуманистические основы конституционного строя.
II.2. Основные характеристики Российского государства
II.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
II.4. Экономические и политические основы конституционного строя
III. Заключение
IV. Законодательные акты
V. Список литературы
Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом - главная причина на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13).
Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещает в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этой одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму.
Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должен прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в создание людей в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и в армии.
Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможность прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией. В этом случаи должностные лица законодательной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако это, ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и речи об уголовной ответственности за пропаганду цивилизованных взглядов, теорий, идей и концепций.
В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.
Продолжением идеологического многообразия, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.
Порядок создания политической партий, финансирования государством их деятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ).
В демократических странах встречаются различные партийные системы -двухпартийные, многопартийные. По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагать на естественную саморегуляцию и их деятельность. Государство (прежде всего судебные органы) также обязаны предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять на формирование органов власти.
Общественные объединения
В это понятие включается как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всего велико. Общественные объединения - это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создать общественные объединения и свободу их деятельности (ст.30)
Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и г. д. Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих органов государственной власти и государственных совещаниях. Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции, Представители многих общественных объединений входят в состав Политической консультативного совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие консультативные функции. Общественные объединения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.
Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития. Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и др. Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивает гласность сто работы и устойчивую связь с общественностью.
Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фашистские объединения и т. п. Однако ограничения права на их создание или деятельность возможно только в силу конституционных или законодательных норм, а также по суду. В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.
Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:
- насильственное изменение основ конституционного строя;
- нарушение целостности
- подрыв безопасности
- создание вооруженных
- разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелирован людей, прикрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемлено и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установление диктатуры.
Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков теперь главный принцип их отношений. В этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но. понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека, и привести к царству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права содействовать проявлению энергии каждого человека.
Приоритет человека перед государством позволяет осознавать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализует в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирование, т.е. не нуждается в тоталитарной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.
Выражение «высшая ценность» это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества - как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, провозглашается, что права человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения и принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема нрав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемленных права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требует от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.
Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляет гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы « человек - государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.
В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую становились невозможными воссоединение семей, изменение гражданства, выезд за границу.