Основы конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины "конституционное право" и "государственное право" зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для германской системы характерно употребление термина "государственное право".
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Содержание

Введение

1.Понятие и предмет конституционного права
1.1 Понятие и предмет конституционного права как науки и
отрасли права
1.2 Конституционно-правовые нормы
1.3 Конституционно-правовые отношения и их субъекты
1.4 Источники конституционного права
1.5 Система и принципы конституционного права

2. Конституция республики Казахстан
2.1 Понятие, сущность и значение Конституции
2.2 Этапы развития Конституции Республики Казахстан

3. Понятие и основы конституционного строя

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основы конституционного права.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно  не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве.

Классификация конституционно-правовых отношений:

1. По сроку действия  различаются постоянные и временные  отношения. 

2. По назначению в  механизме правового регулирования  различают материальные и процессуальные  отношения.

3. По целевому назначению  различают правоустановительные  и правоохранительные правовые  отношения. 

Возникновению, прекращению  или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или  действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с волеизъявлением последнего. Действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки.

Субъекты конституционного права - это участники конституционно-правовых отношений. Круг субъектов очень  широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Среди них: государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-правовых отношений выступает:

- человек - вступая  в отношения сам или через  соответствующие органы с государством;

- государство - вступая  в отношения с другим государством  или человеком.

 

 

1.4 Источники конституционного права

 

Источник конституционного права - юридическая форма норм, то есть акты, в которых находят закрепление  нормы конституционного права.

Источниками конституционного права РК являются:

1. Конституция РК.

2. Конституционные законы  РК.

3. Законы РК.

4. Акты, издаваемые Президентом  РК.

5. Акты Парламента  РК 

6. Акты Правительства  РК 

7. Регламенты палат  Парламента РК.

8. Международные договоры  и соглашения РК с другими  странами.

9. Общепризнанные нормы  международного права. 

10. Акты Конституционного Совета РК

11. Акты органов местного  государственного управления.

12. Акты органов местного  самоуправления.

 

 

1.5 Система и принципы конституционного права

 

Система конституционного права - это совокупность составных  частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

Универсальные и общие  принципы конституционного права - это  основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно  строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

К универсальным принципам  конституционного права, оказывающим  влияние на всю систему национального  права РК, относятся: -принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК); -принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека ( ст.12, ч.2 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся:

-принцип решения наиболее  важных вопросов государственной  жизни демократическими методами;

- принцип суверенитета;

- принцип принадлежности  государственной власти народу, ее единство;

- принцип признания  идеологического и политического  многообразия.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элементов отрасли - правовых институтов. Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты:

1. Основы конституционного  строя 

2. Права и свободы  человека и гражданина 

3. Административно-территориальное  устройство 

4. Избирательная система 

5. Президентская власть

6. Законодательная власть 

7. Исполнительная власть 

8. Судебная власть  и прокуратура 

9. Местное государственное  управление 

10. Местное самоуправление 

11. Порядок изменения  Конституции 

В нормах правовых институтов охватываются все стороны регулируемой сферы общественных отношений. В них также содержатся специфические понятия. Например, содержание института гражданства выражается в таких понятиях, как «гражданин», «гражданство», «выход из гражданства», «права, свободы и обязанности граждан». Входящие в структуру правового института нормы объединены общими правовыми принципами и идеями. Например, институт гражданства основывается на принципе единства и равенства граждан, независимо от оснований его приобретения.

Характеристика системы  отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, место каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между конституционно -правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Так, нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституция республики Казахстан

 

2.1 Понятие, сущность и значение Конституции

 

Огромное значение Конституции  в жизни всякого общества, ее принципиально  особое место во всей правовой системе  вызывают необходимость всестороннего  исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Впервые понятие "конституция" (от лат. constitutio - установление) стал употребляться в Древнем Риме. Конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями называли нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в нынешнем смысле этого слова, как Основной Закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 года.

С тех пор, Конституции  в государственно-правовом смысле, как Основные Законы государств, появились  в Западной Европе в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и по­литическое господство буржуазии. В это же время возникает концепция конституционализма как правления, ограниченного Конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократическим противопоставлением феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что Конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций.

Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной Закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

Конституция представляет собой отражение в области  права результатов соотношения  политических сил, участвующих в  осуществлении государственной  власти на определенном историческом этапе. В этом заключается ее сущность. Поэтому Конституция - это не только правовой, но и политический акт.

Значение Конституции  определяется ее функциями. Функции  Конституции - ее государственно-общественное предназначение и способы его  реализации. Основными функциями  Конституции являются:

- Юридическая функция. Конституция является основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права;

- Политическая функция.  Конституция регулирует порядок  функционирования политической  системы общества;

- Идеологическая функция.  Конституция, признавая и устанавливая 

идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия;

- Экономическая функция.  Конституция определяет формы  собственности в государстве,  порядок их функционирования.

 

 

2.2 Этапы развития Конституции Республики Казахстан

 

История становления  нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений  в Конституцию Казахской ССР  Законом Казахской ССР «Об  учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к разряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Данный закон внес существенное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в республике.

Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Декларация провозглашала  приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декла­рации провозглашалось, что:

- отношения между СССР  и КазССР строятся на договорной  основе;

- республика самостоятельно  решает все вопросы, связанные  с административно-территориальным  устройством, политическим, экономическим,  социальным и культурно-национальным  строительством;

- республика имеет право приостанавливать  на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы КазССР;

- территория Казахстана объявляется  неприкосновенной, неотчуждаемой в  существующих границах и не  может быть изменена без ее  согласия;

- без согласия Верховного Совета  КазССР на ее территории не  могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы.

- Казахстан имеет право иметь  собственные внутренние войска, органы государственной и общественной  безопасности;

 

- КазССР самостоятельна  в международных отношениях, в  своих интересах определяет внешнюю политику.

Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой  для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции  КазССР.

Декларация - первый акт  Казахской ССР, в котором был  провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции  Казахской ССР 1978 года, которая закрепляла власть Советов.

Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Су­ду.

В Декларации отсутствует  классовый подход к определению  социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ.

Таким образом, более  чем за год до провозглашения независимости  в Казахстане были приняты акты конституционного характера, которые приостановили  действие основных норм Конституции  СССР.

В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года и "О местном самоуправлении и местных Советах народных де­путатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики.

Согласно первому закону прекратил свое существование Совет  Министров, он был преобразован в  Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств  и ведомств были упразднены, часть преобразо­вана. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления - Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора республики.

Согласно второму закону - представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена  в одних руках - Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.

В Конституцию были внесены  нормы о том, что Президент  является главой исполнительной и распорядительной власти, Казахская ССР участвует  в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, во всех его высших органах власти.

Информация о работе Основы конституционного права