Основы конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины "конституционное право" и "государственное право" зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для германской системы характерно употребление термина "государственное право".
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Содержание

Введение

1.Понятие и предмет конституционного права
1.1 Понятие и предмет конституционного права как науки и
отрасли права
1.2 Конституционно-правовые нормы
1.3 Конституционно-правовые отношения и их субъекты
1.4 Источники конституционного права
1.5 Система и принципы конституционного права

2. Конституция республики Казахстан
2.1 Понятие, сущность и значение Конституции
2.2 Этапы развития Конституции Республики Казахстан

3. Понятие и основы конституционного строя

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основы конституционного права.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об  изменении наименования Казахской  Советской Социалистической Республики»  от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил  в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".

В статье 1 Закона Казахстан  провозглашался независимым, демократическим  и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно Главе 2 Закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру  органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла  экономические основы государства.  Закон гласил, что Казахстан обладает  самостоятельной экономической  системой и основывается на  многообразии и равенстве всех  форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан  является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы  внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан  юридически существует как суверенное государство.

В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казахской ССР, законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государственной независимости.

В этот период были приняты  ряд конституционных законов, внесших  существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан.

Вместе с тем, никакие  изменения и дополнения уже не могли ни улучшить, ни приспособить Конституцию союзной республики к требованиям конституции суверенного государства. В связи с этим, еще в июне 1991 года были образованы Конституционная комиссия и рабочая группа по разработке проекта новой Конституции.

Третий этап становления  конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным  Советом первой Конституции суверенного  Казахстана в январе 1993 года.

Конституция 1993 года по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., на­пример Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы, сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г.

В Конституции впервые  было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное  государство» означающее отделение  государства от религиозных объединений  и невозможность образования  на территории РК как политических, так и культурных автономий.

Конституция провозгласила  норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение  о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 года Верховный  Совет республики временно делегировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановления Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имеющие силу не только обычного, но и конституционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 года не предусматривала такой возможности.

Четвертый этап становления  конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 года, ныне действующей. Этот этап продолжается на современном этапе.

В октябре 1998 г. Парламент  принял 19 поправок к Конституции  и к Указу Президента РК "О  выборах в Республике Казахстан". Парламентом были назначены досрочные  президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.

 

 

Юридические свойства Конституции

 

Юридические свойства Конституции - существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными  юридическими свойствами Конституции  являются следующие:

1. Верховенство. Конституция  обладает высшей юридической силой. Это означает:

- нормы Конституции  - источник других отраслей права; 

- нормативные акты  принимаются только органами, указанными  конституцией;

- все нормативные акты  должны соответствовать Конституции; 

- государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.

2. Учредительный характер. Это свойство выражается в  следующем. 

- Конституция учреждает  основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти;

- нормы Конституции  являются первичными по отношению  к другим нормативным актам. 

3. Прямое действие. Это  свойство означает, что: 

- нормы Конституции  обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями;

- нормы Конституции  могут быть использованы в  суде для защиты своих прав;

4. Особый порядок принятия  и изменения Конституции. Это  значит, что

Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает

равной с конституцией юридической силой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие и основы конституционного строя

 

Каждое государство  имеет определенный строй (устройство), т.е. характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим  или тоталитарным, республикой или  монархией и т.д. Устройство государства  характеризуются определенными отношениями (экономическими, политическими, социальными), которые лежат в основе этого строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются обычаями, традициями, нормами морали и права.

Государство устанавливает  определенные «правила игры» - определенные принципы, которые лежат в основе его деятельности. Самые важные, основополагающие принципы жизни общества устанавливаются Основным законом - Конституцией, поэтому они называются конституционными принципами. В демократических государствах в основу государственного строя положены три основных принципа: народовластие, разделение властей, приоритет прав и свобод человека. Следовательно - конституционный строй - это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства.

 

 

Основы конституционного строя

 

Основы Конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, отражающие его демократическую сущность и  которые призваны обеспечить Республики Казахстан характер конституционного государства. Правовой институт «Основы конституционного строя» занимает ведущее место в системе конституционного права.

Конституция Республики Казахстан закрепляет Основы Конституционного строя в первом разделе «Общие положения».

Каковы же эти принципы, или что относится к Основам Конституционного строя РК?

1. Суверенитет. Казахстан  является суверенным государством. Ст. 2

Конституции РК гласит - «Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство  обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории».

Государственный суверенитет - это верховенство государственной  власти внутри страны (т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства  на его территории) и ее независимость  от власти иностранных государств в сфере международных отношений. Помимо верховенства и независимости государственной власти, государственный суверенитет проявляется в ее единстве.

В демократическом государстве  единственным источником власти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает полновластие народа, т.е. обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно через  республиканский референдум и выборы, так и через делегирование  ее органам государственной власти (ст3 Конституции).

Никто не может присваивать  власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство от имени народа не выступает и обладает правом выступать только от имени государства.

2. Республиканская форма правления. В Конституции РК установлена

республиканская форма  правления. Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными  представительными учреждениями (парламентами). В Республике Казахстан, согласно Конституции, провозглашена президентская форма правления, которая характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики (наличие главы правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства Парламентом, полномочия Президента по роспуску Парламента, а также возможность самостоятельного принятия Президентом законодательных актов).

3. Народовластие. В соответствии с Конституцией РК (ст. 1) Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это значит что:

- Казахстан определяет  себя как государство, при котором  народ обладает учредительной  властью принимать Конституцию,  непосредственно избирать главу государство и Парламент, сменять их по истечению срока данных полномочий;

- государство создает  возможности для выражения и  учета интересов меньшинства  и отдельных граждан, независимо  от их социального и национального  происхождения, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и национальности, право на объединения, на равный доступ к государственной службе и т.д.

4. Светский характер  государства. Республика Казахстан  утверждает

себя светским государством. Это значит что:

- в Республике Казахстан  религиозные учреждения и вероисповедания  отделены от государства; 

- не существует государственной  или обязательной религии; 

- запрещено создание  партий на религиозной основе;

- каждый имеет право  на свободу совести, т.е право исповедовать любую религию, переходить их одной религии в другую или не исповедовать никакой религии.

5. Верховенство права.  Республика Казахстан утверждает  себя правовым государством. Это  значит, что государство стремится  к такому состоянию или качеству, которое называется правовым государством. Которое, в свою очередь, характеризуется следующими чертами:

- права и свободы  человека являются высшей ценностью; 

- верховенство закона;

- принцип разделения  властей; 

- независимость судебной  власти;

- взаимная ответственность государства и гражданина.

6. Социальный характер  государства. Республика Казахстан  утверждает себя социальным государством. Это значит, что: 

- государство служит  человеку, а не наоборот;

- государство служит  обществу в целом, а не отдельным его слоям;

- государство стремиться  равномерно распределять тяготы  и блага для всех граждан; 

- государство поддерживает  социальную сферу (образование,  здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана  труда, социальное обеспечение  и поддержка групп населения с низкими доходами;

- государство признает  право граждан требовать от  него обеспечения прожиточного  минимума и достойных условий  существования, включая экологическую  безопасность здоровья и жизни; 

Информация о работе Основы конституционного права