Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа
Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны.
1. Введение 2
2. Основы конституционного строя общие принципы, институты и нормы 4
2.1. Гуманистические основы конституционного строя 4
2.2. Основные характеристики Российского государства 11
2.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления 18
2.4. Экономические и политические основы конституционного строя 23
3. Заключение
4. Список литературы 32
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. Современное гражданское общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или приобрести в соответствии с законом. Российская Конституция значительно усиливает правовой статус частной собственности, излагая ее признанием и защиту в главе об основах конституционного строя. При этом речь не идет об исключительном или тем более привилегированном положении частной собственности, а только о ее равном положении с другими формами собственности. Конституция РФ подходит к частной собственности как бы с абсолютной меркой. Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:
а) признаются: частная собственность; государственная собственность; иные формы собственности;
б) все формы собственности
Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она является гораздо более широким понятием. Это понятие включает не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники (физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить, реорганизовать, продать) с соблюдение действующего законодательства. Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.
Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты. Государство устанавливает систему управления этими предприятиями.
Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.
Упомянутые в Конституции «
В положении о формах собственности наиболее примечательной является формула об их равной защите. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации установил единые принципы защиты права собственности независимо от формы собственности.
Земля и другие природные ресурсы
Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к «общенародному достоянию», а как к «основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование - государство муниципальные органы, отдельные лица или их объединения. В конституционной формуле об использовании земли и других природных ресурсов органически входит и их охрана. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким образом, органически увязывается с бережным, рачительным отношением к природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.
Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2 ст.9, устанавливающая, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву собственности, сформулированный ранее в ст.8 равное признание и охрана всех форм собственности. Но наиболее важным и принципиальным является прямое и безоговорочное закрепление нрава частной собственности на землю. Право государства регулировать земельные отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира.
Идеологические и политические многообразие
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить. В большинстве конституции мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Общество поэтому наделяет государство нравом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.
Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира. Каждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общества.
Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исследовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.
Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом - главная причина на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13). Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещает в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этой одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму. Запрет устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должен прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в создание людей в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и в армии. Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможность прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией. В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений. Продолжением идеологического многообразия, является многопартийность, которая также закреплена в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13).
Порядок создания политической партий,
финансирования государством их деятельности
в избирательных компаниях
Общественные объединения
В это понятие включается как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Общественные объединения - это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создать общественные объединения и свободу их деятельности (ст.30). Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные задачи. Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих органов государственной власти и государственных совещаниях.
Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.
Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:
- насильственное изменение
- нарушение целостности
- подрыв безопасности
- создание вооруженных
- разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной
Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных законах или судебных решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что государство стремится обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создавать опасность государственного переворота.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманизм – основной принцип
всего конституционного строя. Он закреплен
в ст. 2 Конституции России, что
свидетельствует о решительном
отказе от тоталитарного подхода
к проблеме «человек - государство»,
при котором государство
Выражение «высшая ценность» это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества - как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18 Конституции, провозглашается, что права человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения и принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема нрав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемленных права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требует от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны. Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляет гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы « человек - государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны. Такие основания необходимы и для приобретения гражданства - государственные органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям, в их желании принять российское гражданство. К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает не ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.
Информация о работе Основы конституционного строя общие принципы, институты и нормы