Особенности права в США в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

В некоторых штатах были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы. Таким образом, в американском праве сложилась дуалистическая система, сходная с английской правовой системой.
Однако американская правовая система существенно отличается от английской системы права. Это различие связано с федеративным устройством США.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат игпзс.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)

Со временем многие прецеденты английских судов органически включались в формирующееся американское общее право.

Но уже в XIX в., когда  начинаются законодательные работы по упорядочению уголовного права штатов, все большую роль стали играть статуты легислатур отдельных штатов. Во многих штатах, начиная с 40-х гг. XIX в., разрабатываются уголовные кодексы, которые представляли собой, как правило, разделы свода законов штатов, относящиеся к уголовному праву. Они во многом были построены на традиционных доктринах и конструкциях общего права.

В 70-х гг. XIX в. была предпринята  попытка кодификации уголовного законодательства федерации. Она нашла свое выражение в составлении специального раздела о федеральных преступлениях в своде законов США. Однако в более полном виде систематизация федерального законодательства была осуществлена в Уголовном кодексе 1909 г. Последний в 1948 г. в виде кодифицированного акта был включен в раздел 18 свода законов США.

Однако внутренняя гармония в федеральном Уголовном кодексе не была достигнута, поскольку он представляет собой не единое целое, а изложение отдельных федеральных уголовных законов.

Но в 1984 г. при президенте Рейгане в период разгара борьбы с возросшей преступностью, особенно организованной, Конгресс принял Комплексный закон о контроле над преступностью, предусмотревший усиление уголовной репрессии по отношению к особо опасным видам преступности (терроризм, сбыт наркотиков и т. д.).

Практика применения этого  закона показала, что для эффективной  борьбы с преступностью нужны  не отдельные уголовные законы и  изолированные меры, а направленная и скоординированная государственная  политика, осуществляемая как штатными, так и федеральными органами.

Разработка такой государственной  политики борьбы с преступностью, представляющей собой одну из самых острых социальных проблем американского общества, сделала необходимым и сближение уголовно-правового законодательства разных штатов.

Именно на уровне штатов преступность приобрела особенно большие размеры, а многочисленные уголовные акты и кодексы штатов, которые приняты во всех 50 штатах, оказались недостаточными. Низкому уровню результативности борьбы с преступностью способствовал большой разнобой, далеко не всегда оправданный, в уголовном законодательстве разных штатов.

Противоречия, а также  и пробелы в уголовном законодательстве отдельных штатов легко использовались преступным миром. Поэтому в середине XX в. параллельно с движением за модернизацию федерального Уголовного кодекса развернулось движение за унификацию уголовного законодательства на уровне штатов.

Одним из результатов этого  движения стала разработка Институтом американского права в 1962 г. Примерного уголовного кодекса. Хотя этот кодекс имеет неофициальный характер и служит лишь как образец рационального и более совершенного в технико-юридическом отношении документа, он оказал большое влияние на уголовные кодексы отдельных штатов, способствовал их сближению. Итогом стало принятие новых уголовных кодексов в более чем 40 штатах.

Эти кодексы в большей  степени, чем предыдущие, отличаются единообразием, более высоким уровнем систематизации и общей либеральной направленностью.

2.2Общая характеристика процессуального законодательства

 

Американское процессуальное право состоит из федерального права  и права отдельных штатов. Источниками уголовного и гражданского процессуального права применительно к федеральной системе судов и к самостоятельным судебным системам каждого из штатов служат соответствующие акты законодательства, правила, издаваемые судебными органами, и нормы общего права. Существенную роль в регулировании вопросов судопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты, изданные Верховным судом США на основании полномочий, предоставленных ему в ряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральным судам правила процедуры по гражданским и уголовным делам.

Федеральное уголовно-процессуальное право основывается: на Конституции  США; актах Конгресса; Федеральных  правилах уголовного процесса для федеральных  судов; иных правилах, издаваемых Верховным  Судом США, федеральными судами, федеральными исполнительными властями. Уголовно-процессуальное право отдельных штатов крайне противоречиво  и разобщено. В настоящее время  к числу наиболее авторитетных правил уголовного судопроизводства, утвержденных Верховным Судом США, относятся: Федеральные правила уголовного судопроизводства по разбирательству  дел о менее опасных преступлениях  федеральными магистратами (1980г.); Правила  доказывания (1972г.); Правила апелляционного производства (1986г.); Правила производства Верховного Суда США (1980г.)

В американском уголовном  процессе, как и в английском, предусмотрены два вида уголовного преследования: 1) производство по делам, по которым должны составляться обвинительный  акт или представляться информация; 2) суммарное производство. Первый из них применяется по делам об опасных  преступлениях (фелонии); второй - по менее  опасным преступлениям (мисдиминоры). Однако по части дел о менее  опасных преступлениях в зависимости  от их характера производство может  проводиться так же, как и по делам первого вида уголовного преследования, - в соответствии с поправками V и VI к Конституции США, в которых  закреплено право гражданина на суд  присяжных.

В качестве источников процессуального  права в штатах выступают также  правила, разрабатываемые высшими  судебными органами каждого из штатов самостоятельно, но, как правило, с ориентировкой на соответствующие акты Верховного суда США, — особенно велика здесь роль федеральных правил гражданского судопроизводства, воспринятых во многих штатах практически без изменений.

Интересы обвиняемых и  потерпевших в уголовном процессе представляют адвокаты. Законом об уголовном правосудии 1964 г. предусмотрено  разъяснение магистратом или  судом по каждому уголовному делу (за исключением малозначительных преступлений) обвиняемому, что он имеет право  быть представленным защитником и что  защитник ему будет назначен, если он не имеет достаточных средств, чтобы его нанять. В федеральном  законодательстве отсутствуют четкие указания о том, пользуется ли лицо, арестованное полицией, правом иметь  защитника до начала производства по делу в суде. Однако по сложившейся  практике Верховного суда США (дело Эскобедо 1964 г. и дело Миранды 1966 г.) право на защиту задержанному предоставляется  с первого допроса. Полиция обязана  предоставить арестованному возможность  обратиться к адвокату. Такому лицу, находящемуся под арестом в полиции, до допроса может быть разрешено  встретиться с адвокатом или  побеседовать с ним по телефону.

В уголовном процессе США  значительное количество дел рассматривается  в порядке суммарного производства, которое применяется по делам  о менее опасных и малозначительных преступлениях. Упрощенный порядок  разбирательства дел применяется  в местных судах штатов, а также  в районных федеральных судах, где  дело рассматривается единолично судьей. Если обвиняемый признает себя виновным, то судья назначает ему наказание. При отрицании вины обвиняемым производится судебное разбирательство, завершающееся  вынесением приговора судьей.

Апелляция является основной формой обжалования приговора сторонами  в вышестоящий суд. Федеральные  правила устанавливают десятидневный  срок для подачи жалобы. Апелляционное  обжалование допускается только при условии, что обвиняемый не признал себя виновным. В случае подачи жалобы дело рассматривается профессиональными судьями апелляционной инстанции.

2.3 Характеристика основных институтов гражданского права

Но основные принципы и  методы регулирования в обеих  системах остаются одинаковыми. Главные  правовые институты и категории  Англии и США настолько близки, что принято говорить о единой англо-американской или англосаксонской  системе права. С формальной же точки  зрения это совершенно различные  системы, с разными в формальном смысле источниками.

В США гражданское право  на протяжении всей его истории, по существу, складывается из отдельных важных правовых институтов - право корпораций, договорное право, собственность и т. д. 
Регулирование гражданско-правовых отношений в основном входит в компетенцию отдельных штатов, в некоторых из которых, как было сказано выше, приняты гражданские кодексы (Калифорния, Монтана и др.). Федеральное законодательство даже в XX в. лишь частично затрагивало гражданско-правовые отношения в общем контексте возросшего федерального регулирования экономики. 
Большие изменения в истории гражданского права США претерпело правовое положение лиц как физических, так и, особенно, юридических. 
На юридический статус физических лиц значительное влияние долгое время оказывало законодательство, касающееся правового положения темнокожего населения, именуемого в Конституции 1787 г. "прочими лицами". До гражданской войны негры-рабы вообще не обладали правосубъектностью. 
Во второй половине XIX в. - первой половине XX в. формальное освобождение негров и предоставление им прав гражданства еще не означало ликвидации их дискриминационного статуса (в том числе в сфере имущественного оборота). Известное решение Верховного суда конца XIX в., поддержавшего систему сегрегации белых и черных на основе доктрины "раздельных, но равных прав", вело к открытому ущемлению гражданской правосубъектности негров.

В середине XX в. были смягчены также ограничения, которые не давали в полной мере "равной защиты законов" (XIV поправка к Конституции), в том  числе в гражданском обороте  для замужних женщин, иммигрантов. Был  понижен также возраст, с достижением которого связывалось приобретение полной гражданской правоспособности и дееспособности. 
Но наиболее существенные экономические и социальные последствия были связаны с развитием правового статуса юридического лица. В США, как и в Англии, нет особой общетеоретической конструкции "юридическое лицо" и в качестве такового выступает корпорация. Предпринимательские корпорации в США по сути дела являются аналогом акционерного общества. 
Сама юридическая техника конструирования корпорации с некоторыми модификациями позаимствована правовой системой США из английского общего права.

С самого начала законодательное  регулирование деятельности корпораций в США было достаточно либеральным и ограничивалось лишь тем, что штаты и в редчайших случаях федерация издавали акты, предусматривающие общие условия организации и деятельности корпоративных объединений.

С законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность, тесно связано и право окружающей среды, экологическое право. Последнее представляет собой сравнительно новое явление в правовой системе США, и его появление связано прежде всего с быстрым ростом вторжения промышленного производства в окружающую природу. 
Первые попытки охраны природных ресурсов относятся к концу XIX в. Так, Закон 1891 г. о лесных резерватах явился началом в политике закрепления "общественных земель" в качестве федеральной собственности. Эти земли не подлежали продаже или передаче в собственность частным лицам. На них постепенно создавалась система национальных лесов и парков, заповедников диких животных. Первый в истории США федеральный национальный парк Йеллоустоун был создан на основании актов Конгресса еще в 1872 г. 
Уже в XX в. берет свое начало политика охраны среды обитания животных. В 1903 г. был организован первый заповедник диких животных на острове Пеликан во Флориде. Позднее последовал целый ряд законов Конгресса по заповедникам (в 1918, 1958, 1966 гг.). Последний из этих законов, по существу, заложил основы национальной системы заповедников диких животных. 
Примерно в это же время получает развитие и другое направление природоохранного законодательства, а именно: обеспечение хозяйственного использования природных ресурсов. Особенно остро эта проблема встала в 70-е гг. в связи с энергетическим кризисом, временным сокращением импорта нефти и возрождением "грязной" угольной промышленности. 
В середине 70-х гг. были приняты законы Конгресса, имевшие целью ослабление негативных экологических последствий производственной деятельности. В 40-50-х гг. было принято специальное законодательство, направленное на обеспечение безопасности атомной энергетики. В 1982 г. был принят новый, более развернутый закон о ликвидации отходов ядерного производства. Таким образом, получила развитие еще одна сфера экологического права, связанная с удалением вредных отходов, с предупреждением загрязнения окружающей среды.

Современное гражданское  и в особенности торговое право США оказывает влияние на формирование соответствующих норм права в других капиталистических государствах. Причем речь идет с правовых нормах, а порой даже целых институтах, сформировавшихся именно в США. Многое в области правового регулирования имущественных отношений было заимствовано рядом государств, чьи правовые системы в своих основах иные, нежели система права, существующая в США. Такое заимствование объясняется тем, что торговое право США (особенно в том виде, как оно формировалось в период после второй мировой войны) наилучшим образом учитывает потребности и интересы крупных предприятий. Что подтверждается, в частности, тем, что особое влияние в других с странах имеют акционерное право и антитрестовское законодательство США, особенно в таких странах, как ФРГ и Япония.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, американская правовая система прошла более чем 200-летний путь самостоятельного развития и потому существенно отличается от английской правовой системы, хотя и произошла от нее и принадлежит  к той же англо-саксонской правовой семье. Вместе с тем американская правая система испытывала на себе влияние и других национальных правовых систем.

В заключении укажем на следующие  характерные черты правовой системы  США.

 Во-первых, двухуровневое  правовое развитие, при котором  параллельно и в то же время  во взаимодействии действуют  правовые сие темы федерации  и штатов. Своеобразны способы  унификации прав в масштабе  федерации. Федеративное устройство  США ставит на повестку дня  вопрос о единстве правовой  системы страны.

Во-вторых, главенствующее положение  федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкование} ее положений Верховным  судом. Наличие Конституции США  ограничивает свободу действий как  законодательных, так и судебных органов в части внесения изменений  в организацию правосудия.

В-третьих, американский прецедент более подвижен, чем английский. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. Нет формальных запретов на внесение изменений в ранее принятые решения или на отказ от прецедента. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценивать факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам.

Таким образом следует  отметить, что не смотря что американская правовая система появилась из английской и во многом сходна с ней, но выделяются существенные различия между ними.

Список литературы

Информация о работе Особенности права в США в новое время