Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:13, реферат
Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Характеристика данных видов собственности, методы управления, определение ее состава и объектов.
Введение
1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности
2. Методы управления муниципальной собственностью
3. Состав государственной собственности и особенности управления ею
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Сущность и
особенности управления
2. Методы управления муниципальной собственностью
3. Состав государственной собственности и особенности управления ею
Заключение
Список литературы
Введение
Тема
управления государственной и
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;
рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;
рассмотреть особенности управления государственной собственностью.
1.
Сущность и особенности
управления государственной
и муниципальной собственностью.
Понятие государственной
и муниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Общеизвестно,
что понятие собственность на
имущество включает в себя право
владения - физическое обладание этим
имуществом, право пользования - возможность
использования имущества и
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Наиболее
полный перечень возможных объектов
муниципальной собственности
Данный
перечень является открытым, что предполагает
возможность нахождения в муниципальной
собственности и иных объектов. В
частности таких как: пакеты акций,
доли участия в хозяйственных
обществах, транспортные средства, малоценное
имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество. Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера
социальной защиты населения
и жилищно-коммунального
2. Транспорт
и связь, к сфере которых
относится не только
3. Торговля,
бытовое обслуживание, общественное
питание и строительство,
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
Государственная
собственность подразделяется на федеральную
собственность, т.е. собственность, принадлежащую
Российской Федерации, и собственность,
принадлежащую субъектам
2. Методы управления муниципальной собственностью
На сегодняшний
день местными администрациями могут
быть использованы как организационно-
1. создание муниципальных предприятий;
2. контракты с руководителем муниципальных предприятий;
3. договора на передачу прав на имущество;
4. внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;
5. передача имущества с баланса на баланс и списание;
6. аренда, лизинг;
7. залог, ипотека;
8. доверительное управление (траст);
9. отчуждение;
10. приватизация муниципальных предприятий
Вторая группа методов включает:
1. муниципальный заказ;
2. нормативы
отчислений от прибыли
3. дотации;
4. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;
5. местное налогообложение;
6. экономические санкции, штрафы.
Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.
В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.
Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.
Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:
- внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;
-
продажа (приватизация) имущества;
его дарение; безвозмездная
Цель
муниципальной политики в области
управления собственностью – получение
максимального эффекта от ее использования.
Эффект может быть получен как
в денежной форме (например, за счет
арендной платы), так и путем извлечения
прямой пользы (оказание услуг населению).
Муниципальная собственность, не приносящая
достаточной пользы либо экономического
эффекта, может быть приватизирована.
3.
Состав государственной
собственности и особенности
управления ею
Вопрос
о сравнительной эффективности
государственных и
Масштабное
сокращение госсектора в развитых странах
в 80-х гг. в основном преследовало
цель устранения чрезмерной бюрократизации
управления госпредприятиями, постоянного
и бесконтрольного
В
переходной экономике опыт преобразования
государственных предприятий в
АО с различными объемами государственных
пакетов акций позволяет
Заключение
На
современном этапе развития российской
экономики все больше проявляется
негативная тенденция снижения эффективности
управления и использования
Информация о работе Особенности управления государственной и муниципальной собственностью