Особенности формы современного российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование форм государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и значение формы государства; во второй главе работы дать характеристику элементам формы государства; в третьей главе - проанализировать особенности формы современного российского государства.
При написании курсовой работы использованы Конституция Российской Федерации, учебники и периодическая литература, а также монографии и журнальные статьи.

Содержание

Введение 5
1. Понятие и значение формы государства 7
2. Элементы формы государства 9
2.1 Форма правления 9
2.2 Форма государственного устройства 15
2.3 Политический режим и его влияние на форму государства 20
3. Особенности формы современного российского государства 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства  стала одной из центральных тем теории государства и права. Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Исходя из вышеперечисленных  обстоятельств, можно сделать вывод, что актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Вопрос об идеальной  форме государства по-разному  решается в исторической и теоретико-правовой литературе. Множество авторов до сих пор обращаются к данной тематике в поисках оптимальной модели государства.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и  как территориально построена государственная  власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. 

Под формой государства  понимается организация государственной  власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Такое понимание  формы государства сложилось  не сразу. Долгое время её считали  состоявшей из формы правления и  формы государственного устройства. Лишь в начале XX века к первым двум элементам формы государства добавился политический режим, политическая динамика.

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Существенный вклад  в разработку и исследование форм государства и его элементов  внесли Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н.,  Перевалов В.Д., Чиркин В.Е., Ведяхин В.М., Гайдар Е.Т., Керимов Д.А., Петров В.С., Брезгулевская Н.В., Гулиев В.Е., Бутенко А.П., Вишняков В.Г. и многие другие авторы.

Цель  курсовой работы  - исследование форм государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и значение формы государства; во второй главе работы дать характеристику элементам формы государства; в третьей главе - проанализировать особенности формы современного российского государства.

При написании  курсовой работы использованы Конституция Российской Федерации, учебники и периодическая литература, а также монографии и журнальные статьи. 

Структура моей работы построена в строгом соответствии с задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и значение формы государства

 

Для постижения такого сложного социального института, как государство и его характеристике в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства, выражающей особенности его организации.

Под формой государства  следует понимать совокупность внешних  признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства  подчеркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.

Форма государства —  внешний показатель, она позволяет  оценить такие факторы, как структуру  верховной власти, демократичность  власти, взаимодействие государства и личности.

Форма государства не является неизменным и постоянным его свойством. Под влиянием различных политических экономических, социальных, географических факторов формы государства многократно изменялись. Можно вспомнить пример Франции, которая на протяжении XVIII-XX вв. неоднократно меняла форму государства, прежде чем она приобрела современный вид. В свое время Л. Гумплович справедливо утверждал, что «учение о государственных формах... является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства»1.

Современная наука о  государстве и праве рассматривает три основных составляющих элемента формы государства — форма правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим.

Форма правления определяет порядок образования и организации  высших органов государственной власти, взаимоотношение органов друг с другом. Форма правления наглядно показывает устройство высшей (верховной) власти, правовой статус ее субъектов. По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства, правовое положение отдельных составляющих государство частей (субъектов), характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами власти составных частей государства. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Политический режим представляет собой совокупность средств и способов осуществления государственной власти. Из всех элементов формы государства именно политический режим является наиболее сложным для восприятия, так как реальное осуществление власти зачастую заметно отличается от декларированного. Не всегда можно четко определить политический режим. Однако политический режим оказывает существенное влияние на другие элементы формы государства. Часто смена политического режима является предпосылкой изменения формы правления и государственного устройства. В зависимости от средств осуществления власти политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Характеристика всех трех элементов формы государства в совокупности позволят реально оценить государство как организующую общество систему и сравнить его с другими государствами.

 

 

 

 

2. Элементы формы государства

 

2.1 Форма правления

 

Форма правления представляет собой структуру и порядок  образования верховных органов государства, а также порядок осуществления их полномочий.

История знает два  основных способа осуществления  верховной власти — коллегиальный и единоличный. Коллегиальный способ осуществления власти предполагает большую демократичность, но в чистом виде практически не существует. Преобладает единоличное правление. Но это автоматически не означает узурпацию и авторитаризм власти. Скорее это дань политической традиции и особенностям образования и развития государства2.

На протяжении долгого времени  форма правления увязывалась  с общественно-экономической формацией, проводились прямые параллели и сравнения между рабовладельческим, феодальным, капиталистическим государством и их формами. Сейчас от данной концепции отошли, но неизменность существования двух основных форм правления осталась.

Исторически первой формой правлении  является монархия.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного лица — монарха (царя, короля, императора, султана, князя и т. п.).

Монархия характеризуется тремя основными чертами:

  • Наследственность верховной власти предполагает, что монарх получает свою власть по наследству. В мире существует несколько систем престолонаследия, которые используются в различных сочетаниях. Причем, несмотря на преобладание наследования по закону, иногда используется и наследование по завещанию. В частности, в арабском мире нередки случаи, когда монарх еще при жизни назначает себе наследника из числа сыновей или ближайших родственников.
  • Несменяемость власти монарха. Монарх занимает свой пост пожизненно, это неизменный атрибут монархии. В зависимости от времени вступления на престол, монарх может быть главой государства на протяжении многих десятилетий. Иногда под влиянием определенных обстоятельств монарх добровольно отрекается от престола. Когда монарха силой вынуждают покинуть трон, это называется низложением.
  • Безответственность главы государства. Ответственность монарха обычно перекладывается на правительство, вводится институт «контрасигнатуры». Данный признак сложился исторически в силу особого статуса монарха, его авторитета и величия.

Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом.

Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью, концентрирует в своих руках все рычаги управления государством, является источником законодательной власти и исполнительной власти, выступает в качестве высшего судьи.

Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра I, государь являлся самовластным монархом, «который никому на свете о своих делах отвечать не должен».

В настоящее время  абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.

В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии.

Несмотря на известную  архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственного и правового сознания и поэтому данная форма правления для них наиболее характерна.

Ограниченные (конституционные) монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии. Например, все европейские монархии по форме правления являются конституционными.

Ограничение власти монарха  традиционно связывают с деятельностью парламента — законодательного и представительного органа государственной власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий.

Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса монарха. Законодательная власть в парламентских монархиях принадлежит парламенту, исполнительная власть принадлежит правительству, подотчетному и подконтрольному парламенту. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что монарх царствует, но не правит.

По отношению к некоторым  парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символичные монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколько-нибудь значимой роли в управлении государства, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.

Помимо парламентарных монархий, к ограниченным монархиям  относят также дуалистические монархии, существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия являет переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.

Республика — форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.

Для республики характерны следующие отличительные признаки:

  • Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является, как правило, президент, который избирается либо населением, либо парламентом.
  • Сменяемость верховной власти. Она выражается в четко определенном сроке полномочий главы государства, который составляет в среднем 4-5 лет. Практически во всех республиках главе государства запрещено занимать свой пост более двух сроков. Надо отметить, что в нашей стране с декабря 2008 года  президент избирается сроком на 6 лет3.
  • Ответственность главы государства. В определенных конституцией случаях глава государства несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности.

Информация о работе Особенности формы современного российского государства