Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование форм государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и значение формы государства; во второй главе работы дать характеристику элементам формы государства; в третьей главе - проанализировать особенности формы современного российского государства.
При написании курсовой работы использованы Конституция Российской Федерации, учебники и периодическая литература, а также монографии и журнальные статьи.
Введение 5
1. Понятие и значение формы государства 7
2. Элементы формы государства 9
2.1 Форма правления 9
2.2 Форма государственного устройства 15
2.3 Политический режим и его влияние на форму государства 20
3. Особенности формы современного российского государства 24
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фактически ликвидация
губернаторских выборов, финансовая зависимость
большинства субъектов РФ от Центра,
перераспределение доходов
Об укреплении унитаристских
тенденций свидетельствует
В связи с этим необходимо согласиться с предложением некоторых ученых разработать модель оптимального государственного устройства с учетом исторических особенностей страны, экономических законов, математической теории оптимизации и д.р.
Важнейшим элементом формы государства является политический режим. Характер действующего политического режима в России определяется учеными по-разному. Так, В.С. Нерсесянц определяет его как сочетание элементов авторитаризма с либерализмом14, М.В. Баглай - как политический центризм15, хотя понятие центризма насколько стало распространенным, настолько и непонятным, поскольку соединить элементы демократического и тоталитарного политических режимов невозможно. В.Е. Гулиев характеризует современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный однако, авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям16. Результаты выборов в Государственную Думу, Президента РФ, и становление вертикальной власти и "управляемой демократии" свидетельствуют о невозможности при нынешнем политическом режиме реализовать в полном объеме принципы, вытекающие из демократического политического режима - реальное народовластие, многопартийность и политический плюрализм, приоритет интересов личности и их гарантирование государством, независимость судебной власти и т.д.
В период правления В.В. Путина большое внимание уделялось восстановлению и укреплению государства, сейчас часто нашими политиками употребляется тезис о становлении "сильного" государства. Между тем, само по себе усиление государства не дает России осознанной перспективы в XXI веке. Самые впечатляющие крушения в нашей истории терпели именно наиболее мощные государственные машины. Сильным же может быть только естественное для общества, его культуры демократическое государство17.
Главная задача государства - повернуться к интересам людей, глубже понять образ жизни и мышления разных социальных групп, содействовать прояснению политического и правового сознания, способствовать созданию механизма своевременной фиксации и исправления ошибок политико-правового действия.
Усиление государства может осуществляться только в рамках демократического режима. Лишь тогда оно сохранит свою социальную ценность. Ни о каком, даже "дозированном", тоталитаризме и речи быть не должно в обществе, которое декларировало себя в качестве демократического и правового18.
России необходима такая
система государственной
Таким образом, изменения, происходящие в последнее время (создание новых органов государственной власти, появление федеральных округов, изменения в избирательной системе и пр.), порождают серьезные научные споры. В связи с этим, необходим пересмотр на проблему формы Российского государства с учетом современных реалий. Четкое понимание о современном государственно-правовом состоянии России позволит определить факторы, тенденции, пути и перспективы развития формы Российского государства в будущем.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы необходимо еще раз отметить следующее.
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и политического режима.
Форма каждого конкретного государства как совокупность указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и государственного режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом, и отношения между основными политическими силами в нем. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.
Такое разнообразие объясняется тем, что помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
Хотелось бы также отметить то, что актуальность проблемы построения правового государства в нашей стране обусловила необходимость более пристального изучения и исследования теоретических и практических правовых аспектов формы государства. Тем более что отечественная юридическая наука богата идеями и концепциями, которые накопились в длительный период становления и развития формы Российского государства.
Список использованных источников
1Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2006. – С.235.
2 Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ кол.авт.; отв. Ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. – С.82.
3Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». // Российская газета. – 31.12.2008.
4 Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. - СПб.: Питер, 2003. - С. 76.
5 Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. - С. 155.
6Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. / М.: Высшее образование, 2005. – С,179 .
7 Затонский В.А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства./ В.А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. - №7. –С.8
8 Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) / М.А. Краснов // Государство и право. - 2003. - № 10. - С.16.
9 Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода / И.В. Левакин // Государство и право. - 2003. – №1. - С.6.
10 Коновалов А. Политический постмодерн: выборы как инсталляция / А. Коновалов // Независимая газета. - 2004. - 27 января.
11 Брезгулевская Н.В. Федерация и федерализм: виды и модели / Н.В. Брезгулевская // Право и политика. - 2004. - № 7. - С.47.
12 Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства / И.В. Левакин // Право и политика. - 2002. - №5. - С. 173.
13 Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика / В.М. Ведяхин// Право и политика. 2006. № 3. С. 67.
14 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права / В.С. Нерсесянц. - М., 1999. - С. 256.
15 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России / М.В. Баглай // Журнал российского права. - 2003. - № 11. - С.17.
16 Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения / В.Е. Гулиев // Право и политика. - 2001. - №5. - С. 5 - 6.
17 Синюков В.Н. Россия в XXI веке - пути правового развития / В.Н. Синюков // Журнал российского права. - 2000. - № 4. - С.11 - 12.
18 Затонский В.А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства./ В.А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. - №7. –С.8
Информация о работе Особенности формы современного российского государства