Парламентаризм в современных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента какпредставительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. То есть формально парламентаризм означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Парламентаризм в зарубежных государствах
1.1 Понятия «парламент и «парламентаризм»
1.2 Структура и порядок формирования парламентов
1.3 Статус парламентария, функции и полномочия парламентов
1.4 Полномочия парламента
1.5 Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран
Глава 2
2. Развитие парламентаризма в Российской Федерации
2.1 История российского парламентаризма
2.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
2.3 Статус парламентариев
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 79.65 Кб (Скачать файл)

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в соответствии со ст.111 и 117 Конституции. В случае роспуска Президент назначает дату выборов с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее 4-х месяцев с момента роспуска прежней Государственной Думы.

Конституция РФ предусматривает основания возможного роспуска Президентом Государственной Думы (ст.109). Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ, то Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч.4 ст.111). Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из следующих решений:

а) объявляет об отставке Правительства;

б) распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Вопрос о доверии Правительству может поставить перед Государственной Думой Председатель Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение 7 дней принимает одно из следующих решений:

а) об отставке Правительства;

б) о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч.4 ст.117). Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч.5 ст.109). Не имеет прав распускать Государственную Думу и исполняющий обязанности Президента РФ (ч.3 ст.92).

 

2.3 Статус парламентариев

 

Конституция РФ не предусматривает право избирателей на досрочный отзыв депутата, утратившего их доверие. Не предусматривается и так называемый императивный мандат, т.е. установление прямой зависимости действий депутата от воли избирателей. Депутаты Государственной Думы считаются полномочными представителями всего российского многонационального народа.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают в соответствии со ст. 98 Конституции РФ неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением предусмотренных федеральным законом. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Конституция налагает на депутатов определенные запреты. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поскольку депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нельзя быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Полномочия и гарантии депутатской деятельности определяются Федеральным законом от 8.05.1994 в редакции ФЗ от 5.1999 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».Таким образом, можно сделать вывод, что российский парламент, разрабатывая и утверждая законодательную базу, закладывает правовой фундамент экономических, социальных и политических преобразований, ведущих к глубокой поступательной трансформации общественных отношений.

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе рассмотрен парламентаризм в современных государствах. Парламентаризмом обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место. На сегодняшний день именно парламентаризм становится средоточием приоритетных ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования.

Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.

Первая глава посвящена особенностям парламентаризма в зарубежных государствах. Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные. Во внутренней структуре парламентов (палат) выделяют комитеты и комиссии. Сегодня практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты. Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. Основные полномочия парламентов. 1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции). 2. Контроль над деятельностью правительства (объект - обычно исполнительная власть, однако контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.д.). 3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров. 4. Назначение референдумов. 5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.

Законодательный процесс в парламентах зарубежных стран регламентирован и строго формализован.

Во второй главе исследованы особенности Российского парламентаризма. Так, в соответствии со ст.ст.1 и 2 Конституции РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия. Современный отечественный парламентаризм начал свое развитие относительно недавно - с конца 1980-х-начала 1990-х годов.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации и Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, разделение властей и парламентаризм – взаимосвязанные и взаимозависимые государственно-правовые явления. Характер и степень развития парламентаризма зависят от того, как реализован принцип разделения властей, что, в свою очередь, обусловлено множеством факторов, наиболее важный из которых – форма правления государства. Категория формы правления государства отражает особенности организации верховной государственной власти, порядок образования и структуры высших государственных органов, а также характер их отношений друг с другом и населением.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ от 26.01.2009. - №4. - Ст. 445.

2. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 16.01.1995, № 3, ст. 167.

3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ от 23.05.2005, N 21, ст. 1919.

4. Федеральный закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Российская газета от 31.12.2008.

5. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 10.12.2012, № 50 (часть 4), ст. 6952 (начало действия документа - 01.01.2013).

Используемая литература

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

7. Барашков Г.М. Парламенты мира: Учебно-метод. пособие / Г.М. Барашков М: Норма,. 2008. – 207 с.

8. Булаков О.Н. Парламентское право России. Курс лекций / О.Н. Булаков, И.Н. Рязанцев. - М.: Юстицинформ, 2007. - 296 с.

9. Выстропова А.В. Парламентское право России: Учебное пособие / А.В. Выстропова. - Волгоград: ВолГУ, 2007. - 92 с.

10. Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России / Н.И. Дорохов, Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2012. – 186 с.

11. Дмитриев Ю.А. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. - М.: Профобразование, 2007. – 839 с.

12. Карпов А. В. Современное состояние и тенденции развития парламентаризма в России / А. В. Карпов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 4 . - C. 4-13.

13. Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран / Т.В. Каширина, А.В. Митин, В.Э. Кемниц. - М.: МИЭМП, 2011. - 365 с.

14. Мишин А.А.. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.А. Мишин. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.

15. Обухов С.П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением / С.П. Обухов. – М.: ИПЦ «Маска», 2005. – 582 с.

16. Парламентское право России : учебник / Под общ. ред. О.Н. Булакова. - М. : ЭКСМО, 2008. - 654 с.

17. Правкин С.А. Конституционные основы парламентаризма: отечественный и мировой опыт / С.А. Правкин. - М.: МИЭМП, 2010. - 293 с.

18. Сизько И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / И.А. Сизько, Н.М. Чепурнова. - М.: МЭСИ, 2007. - 184 с.

19. Чиркин В.К. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.К.Чиркин. – М.: Юристъ, 2004. – 600 с.

 

Размещено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1




Информация о работе Парламентаризм в современных государствах