Подходы к определению сущности права, теории происхождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения права, его характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Целью контрольной работы является рассмотрение права как особой системы юридических норм. Задачи контрольной работы:
- сформировать представление о сущности права;
- рассмотреть многообразие теорий происхождения права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и подходы к определению сущности права………………....4
2. Теории происхождения права…………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………..15
Библиография……………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

АПТГП контрол..doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и подходы к определению сущности права………………....4

2. Теории происхождения права…………………………………………..6

Заключение………………………………………………………………..15

Библиография……………………………………………………………..16

 

 

Введение

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его сущности и теорий происхождения.

Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные праву функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Прежде всего, это связано с тем, что каждая из них отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития права.

За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни различных предположений. Однако споры о природе происхождения права продолжаются и по сей день.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения права, его характерных особенностей не завершено и не исчерпано.

Целью контрольной работы является рассмотрение права как особой системы юридических норм.

Задачи контрольной  работы:

 - сформировать представление о сущности права;

- рассмотреть многообразие теорий происхождения права.

 

 

1. Понятие и подходы  к определению сущности права

Взгляды на право, его  происхождение и социальную роль менялись по мере развития самого общества. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность  учений о праве, большинство концепций о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:

- право, как и государство,  возникает на неопределённом  этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры;

- право – эффективное  средство регулирования и упорядочения общественных отношений;

- право является выразителем  государственной воли, с его помощью  государственная власть целенаправленно  и последовательно осуществляет  управление обществом;

- право есть мера  социального поведения, охраняемая  принудительной силой государства.

Таким образом, право  есть система общеобязательных установленных  и охраняемых государством правил поведения (норм), предназначенных для регулирования  и упорядочения общественных отношений.

Право – это обусловленная  природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.1

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса.

 При рассмотрении  сущности права важно учитывать  два аспекта:

-то, что любое право  есть, прежде всего, регулятор  (формальная сторона);

-то, чьи интересы обслуживает  данный регулятор (содержательная  сторона).

Главное в сущности права  — его содержательная сторона, другими  словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

Можно выделить следующие  подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

Наряду с основными существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Теории происхождения  права

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по-своему интересна и познавательна.

1. Теологическая теория.  Исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство.

В теологической теории утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права.

Теологическая теория опиралась  в своем объяснении происхождения  права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы были даны человечеству Богом.

2. Психологическая теория права. Возникла в середине XIX века. Её наиболее существенные идеи были сформулированы в ХХ в. в трудах Л.И.Петражицкого, Росса, М.А.Рейснера и др.

Психологическая теория происхождения права обращает внимание на роль и значение биологических  и психологических факторов в  возникновении  права.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму  психических взаимодействий людей и их различных объединений. Задача данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить  причины возникновения и функционирования права только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе, государстве и праве.

Суть психологической  теории заключается в том, что  она пытается объяснить возникновение  государственно-правовых явлений и  власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Достоинствами психологической теории, прежде всего считают то, что она обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д., а также то, что источник прав человека «выводится» из психики самого человека.

Психологическая теория государства  и права рассматривала народ  как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства  и права Л.И. Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего “голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Л.И. Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.2 Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права.

3. Материалистическая (классовая) теория. Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая обусловленность  права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. Возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. Право есть лишь возведенная в закон воля.

Впоследствии положения марксисткой  теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

Право полно только тогда, когда общество осуществит правило: “от каждого по способности, каждому по потребностям”, то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско-ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

Заслугой марксизма являются постулаты  о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся “беспристрастным” регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

4. Историческая теория. Возникла в первой половине XIX в. в Германии, как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека». В отличие от теологической и естественно-правовой теории, историческая школа права обращается к реальным процессам возникновения права.

Учёные утверждали, что  действующее в государстве право  совсем не сводится к совокупности законов. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно, не создаётся  законодателем, а развивается подобно  языку народа, его манерам и  физическим характеристикам людей. Право вырастает из национального духа, народного сознания. Никакой законодатель не в силах остановить или изменить это развитие права. Право первоначально «заключается» в сознании народа только по мере развития культуры начинает разрабатываться юристами. Таким образом, юристы не являются творцами права – они лишь выражают национальное самосознание. Делается вывод, что нормальный путь развития права - естественный рост, а не революция или установления.

Историческая школа  права породила различные взгляды. Некоторые исследователи считают, что данная теория имеет несколько достоинств:

Информация о работе Подходы к определению сущности права, теории происхождения