Политика и право: взаимосвязь и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

В работе будет рассмотрена связь правовых и политических отношений, норм и сознания, а через них и права и политики в целом. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие права; - раскрыть понятие политики; - раскрыть стороны политических и правовых отношений; - рассмотреть связь политического и правового сознания; - выявить различия политических и правовых норм;

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИКИ И ПРАВА стр.4
1.1 Понятие и формы права. стр. 4
1.2 Политика как суть определения форм и целей государства стр. 8
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И ПРАВА ИХ ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ стр.11
2.1 Общность политики и права. стр.11
2.2 Различие политических и правовых признаков стр. 14
Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА. стр.19
3.1 Проблема соотношения правовых и политических норм как анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах стр. 19
Вывод стр. 26
Библиография стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология катя.docx

— 61.99 Кб (Скачать файл)

План.

Введение                                                                                            стр. 3

Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ  ПОЛИТИКИ И ПРАВА         стр.4

    1. Понятие и формы права.                                                              стр. 4

1.2 Политика как суть  определения форм и целей государства         стр. 8

Глава 2.  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И ПРАВА ИХ ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ                                                                                                     стр.11

2.1 Общность политики и  права.                                                           стр.11

2.2 Различие политических  и правовых признаков                             стр. 14

Глава  3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА.                  стр.19

3.1 Проблема соотношения  правовых и  политических норм  как анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах                                 стр. 19

Вывод                                                                                                 стр. 26

Библиография                                                                                    стр.28

 

Введение

Взаимодействие права  и политики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.  Право охватывает в той или иной степени  все стороны жизни общества, все  виды человеческой деятельности. Связь права и политики интересовали человека с давних времен. В наше время – время смены политических режимов, всенародных выборов, установления демократии, борьбы политических партий и цветных революций. Изучению роли права в политике и политики в праве открываются новые возможности.     Таким образом, политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное влияние  социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддержки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к конфронтации политических и правовых решений. В работе будет рассмотрена связь  правовых и политических отношений, норм и сознания, а через них  и права и политики в целом. В работе будет рассмотрена связь  правовых и политических отношений, норм и сознания, а через них  и права и политики в целом.         Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:                        - раскрыть понятие права;           - раскрыть понятие политики;          - раскрыть стороны политических и правовых отношений;      - рассмотреть связь политического и правового сознания;       - выявить различия политических и правовых норм;       - определить роль права в политики и политики в праве.    Объектом  изучения будут учения и теории ведущих  мыслителей разных эпох.             Предметом  исследования – связь и отличия  права и политики.  Сотруднику правопорядка, как лицу непосредственно связанному с установленными государством нормами и правилами, регулирующими отношения  людей в обществе важно объективно толковать правовые нормы, и в частности уметь  определять как  взаимосвязь права и политики, так и их различие.            Для написания данной работы были использованы труды следующих  ученых: Гаджиев К.С., Ефремова Н.Н., А.В.Попова, Ленин В.И.    В структуру реферата входит три части: введение, основная часть, состоящая из трех глав, и заключение, подводящее итог всей работы, а так же списка использованной литературы.

 

Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

1.1 Понятие и формы права.

Право, как и государство, принадлежит  к числу наиболее сложных общественных явлений. В  повседневной жизни люди понимают под  правом общеобязательные правила поведения, установленные  и санкционированные  государством в виде законов, указов и т.д.      Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы. 1           Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.        Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права  человека, социальная справедливость, которые выступают объектами  научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление  о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как  общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого  этапа жизни общества.   Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между  людьми с соответственно воплощенной  волей общества. Поэтому в отличие  от других социальных регуляторов, право  данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно  с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические  последствия.          Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную  экономическими, духовными и другими  условиями жизни государственную  волю общества, ее общечеловеческий и  классовый характер; издаются и санкционируются  государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с  мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений. Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования  общественных отношений, которой присущи  нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.2             В современной юридической науке  термин «право» используется в нескольких значениях.           Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов  на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и  общества и считаются естественными  правами.           Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном  смысле, ибо нормы права создаются  и действуют независимо от воли отдельных  лиц.         В-третьих, названным термином обозначают официально признанные  возможности, которыми располагает физическое или юридическое  лицо, организация. «Граждане имеют  право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.      В-четвертых, термин «право» используется для  обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает  «система права». Например, англосаксонское  право, романо-германское право, национально-правовые системы.           Термин  «право» употребляется и в  не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права  возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его  от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые  различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств». Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

 

1.2 Политика как  суть определения форм и целей  государства

Политика (греч. Πολιτική — полис (город — греч.) — мастерство самоуправления общины полиса, а в последующем, — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение, задач, и содержания деятельности государства.3            В глобальном смысле политика взаимоотношений  государств, как политика каждого  из государств похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии  на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и  поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.4    В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление  такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для  реализации определенных интересов  для достижения определенных (субъектом  политического процесса) целей в  определенной социальной среде. Политикой  также называют процесс принятия решений, а также поведение в  общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских  обществах политику можно наблюдать  во взаимодействии между определенными  группами людей, как например, —  в корпоративных, академических, религиозных  учреждениях.    Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять  всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности  сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.    В современной политической науке  имеются два ключевых подхода  к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.    В основе политических процессов лежит  совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной  характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).    Политические  партии — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии  управления. Политическая идеология  базируется на описании концепции явлений  и механизмов, процессов и структуры  управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в  пользу целей теневого правления  и лоббирования интересов третьих  лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением  различных идеологий.      В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную  политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для  производственных организаций) и т. п.    В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п. искусство управления государством и обществом;        - совокупность  социальных идей и обусловленная  ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений  между государствами, народами, нациями, социальными группами;       - сфера деятельности государства, партий, общественных движений. стремление к участию во власти или к оказанию влияния  на распределение власти (Макс Вебер).5

 

Глава 2.  ВЗАИМОСВЯЗЬ  ПОЛИТИКИ И ПРАВА ИХ ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ

2.1 Общность политики и права.

 Единые причины, истоки  формирования, а также единое  назначение, цель, состоящая в регулятивном  обеспечении  устойчивости, стабильности  существования  и развития  социальной системы.  И политика, и право представляют  собой своеобразную реакцию общества  на чрезмерное неравенство людей,  грозящее взорвать социальную  общность.    Право и государство как важнейшие  инструменты и объекты политики сформировались в результате перехода человечества от экономики потребительской  к экономике производящей, когда  специализация труда привела  к невиданному повышению производительности, получению относительного избытка  товаров, появлению автономной, и  в известной мере свободной от общества личности. Сменилась система  зависимостей.    Реагируя  на усложнение социальной действительности и гарантируя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью обеспечивается эквивалентность  отношений между людьми, согласовываются  наиболее значимые интересы, гарантируется  независимость личности, ее свобода  от посягательств со стороны других индивидов и их обществ. Политические регуляторы способствуют становлению  стабильности социальной системы в  целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.  Содержание политики и права  предопределяется единой системой  природных (географическая среда,  климатические условия, деморафические  процессы и т.д.) и социальных (экономических,  исторических, идеологических, религиозных,  национально-культурных и т.п.) факторов  объективного и субъективного  порядка.6         В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень  их детерминации отличаются национальной спецификой. Кроме того, многие из них не действуют непосредственно. Их влияние может быть стихийным, неуправляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через социальные факторы.     На  определяющее влияние экономики  уже обращалось внимание, отмечалось, что даже незначительные изменения  в отношениях собственности вызывают адекватное отражение в политико-правовых явлениях и процессах. В современной  России разгосударствление собственности  и приватизация вызвали невиданное по масштабам социальное расслоение общества, изменение политической системы, перестройку государственного и  правового механизмов.           Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процессы, потребности  экономики проходят через сознание человека и выражаются в системе  философских, нравственных, религиозных, эстетических и иных взглядов, отражающих действительность в истинной  или  ложной форме. Создается определенная идеология как представления  различных социальных групп о  должном развитии общественных отношений.   Общность  политики и права во многом предопределяется и особенностями национальной культуры, которая отражает менталитет, характер общения и своеобразие различных  сторон общественной жизни того или  иного народа. Она определяет самобытность национальных, политических и правовых систем.           Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи целые семьи. Однако главное в политике и праве  не форма, а содержание, именно тот  национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают  своеобразия культуры своего народа, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут  минимальны.   С этим, как нам представляется, связано  и одностороннее увлечение в  юридической науке то классовым, то общечеловеческим подходом к праву  в ущерб национально-конкретному, самобытному. А ведь у каждого  народа свой жизненный уклад, свое видение  взаимоотношений с властью, свои способы разрешения конфликтных  ситуаций, интенсивности использования  нормативных регуляторов и т. д.        Политика и право являются  нормативными регуляторами, устанавливающими  типичное поведение адресатов  через их права и обязанности.7  Упорядочение  общественных отношений выражается в стимулировании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также  в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и  общества.      Выполнение  социального назначения и у политики, и у права связано с выработкой, принятием и реализацией управленческих решений, контролем за степенью осуществления зафиксированных в них положений.

  

2.2 Различие политических и правовых признаков

 

 Прежде всего они отличаются  целевой направленностью действий  их участников. Политика  направлена на завоевание и использование политической власти. В литературе в качестве основного объекта  политики указывается более узкое  понятие – «государственная власть». Однако этот термин нуждается в некотором  уточнении, ведь политические отношения  возникают не только по поводу деятельности государства, но и по поводу членства в политическом объединении, межпартийных отношениях и т.д. В конечном же счете  все политические связи сводятся к борьбе за лидерство в формировании и использовании государственной  власти как основного инструмента  удовлетворения социально значимых интересов.     Право же ориентировано на равноправное и  справедливое обеспечение многообразных  интересов различных субъектов  в конкретных Социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и т.д.). У них  различное направление информационных потоков, определяющих содержание этих явлений. Политика делается массами, идет от общества к власти; право же создается  государством и адресуется обществу.               Политика и право различаются по субъектам, формирующим их  содержание.            Политика  вырабатывается в процессе деятельности таких больших социально-организованных групп, как классы, нации, народности, партии, движения, союзы и иные политические объединения, способные представить  свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. Настоящая, действенная политика появляется там, где в движение приводятся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы.       Личность  выступает субъектом политики лишь постольку, поскольку она способна представить свой индивидуальный интерес  в качестве интереса определенной социальной группы. Индивид должен обладать способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия проблемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных действий различных социальных групп, участия политически властных органов.    У субъектов политики и права  разное представительство, не иденичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их отождествление. Между тем это достаточно широко практиковалось в недавнем прошлом, когда  ЦК ВКП(б), а затем и ЦК КПСС подменяли государство, принимая общеобязательные акты, регулирующие деятельность государственного аппарата. Так, постановлениями ЦК КПСС для  усиления эффективности борьбы с  преступностью неоднократно перестраивалась  работа судов, прокуратуры и милиции  без изменения уголовно-процессуального  законодательства.8  Политика и право различаются  также по своему содержанию. Состав  политики более разнообразен. Причем  перечень ее структурных элементов  воспринимается в современной  науке неоднозначно. Одни ученые  ограничивают содержание политики  отношениями между классами по  поводу власти в обществе. Другие  – рассматривают политику как  совокупность классовых отношений,  политического сознания, норм и  даже политических организаций  и учреждений, являющихся субъектами  политики.   Политика – неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практическое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими так и оппозиционными. Она объединяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти.           Содержание  права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми  нормами, поскольку через них  реализуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сбалансированной воле общества.             У политики и права не совпадают сферы правовой и политической  деятельности. Политика  в той или иной степени затрагивает практически все сферы общественной и государственной жизни: экономику и мораль, религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято говорить об экономической, национальной, социальной, демографической, кадровой и другой политике.           Объектом  политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важный интерес  для большинства членов общества и потому требующие вмешательства  государственной власти, так и  отношения, сопутствующие им, помогающие определенной социальной группе овладеть властью и использовать ее для  урегулирования социально значимых связей.   Политическое  пространство и степень политизации  общества в существенной мере зависят  от исторического этапа его развития, национальных традиций, а также от сложившегося политического режима, При тоталитарных режимах политизируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в  личную жизнь граждан. К то же время с политической арены устраняются оппозиционные партии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие партии, напротив, стремятся к ограничению вмешательства государства в общественную жизнь. Но приветствуется идеологическое многообразие и политический плюрализм.9    Сфера действия политики столь широка, что  это обстоятельство становится поводом  для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод нам  представляется далеко не бесспорным. Право в целом действительно  есть мера политическая, и большинство  политически важных решений реализуется с помощью права. Но это не значит, что все правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу политической деятельности. Придание политической значимости отношениям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как правило, к негативным последствиям.      Накопление  правового материала в политических отношениях идет постепенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере достижения соглашений с позициями других социально-политических групп. Право в основном закрепляет долговременную политику и служит основой  ее текущих направлений. С его помощью оформляются лишь те политические отношения, которым требуется придать общеобязательное значение и использовать в виде ценностных ориентиров для всех членов общества. Государственная власть привлекается в качестве независимого официального представителя общества, обеспечивающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление. Индивидуальное своеобразие политики  и права проявляется в разной  степени их динамизма, способности  быстро реагировать на изменения  в общественных потребностях  и интересах.       Политика  более подвижна. Эта ее способность  обусловлена прежде всего тесной, непосредственной связью с экономикой, культурой и другими сферами общественной жизни, выражающими социально значимые интересы граждан. Плюрализм  этих интересов сразу же отражается на тактике действий политических объединений, на содержании возникающих между  ними отношений.            Право же в сравнении с политикой  отличается некоторым консерватизмом. Ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выражения. Для  того чтобы получить законодательное  закрепление, потребности и интересы должны быть осознаны различными социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогичными интересами иных социальных групп и только потом, пройдя соответствующие законодательные процедуры, выражены в правовых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы поведения в типичных ситуациях.10    Различие  в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право  не может угнаться за потребностями  политики. В то же время высокий  динамизм политики позволяет в одних  и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут  существовать при разных политических режимах.          Политика и право не совпадают  по формам своего внешнего  выражения. Политические  формы отличаются большим разнообразием: это и различного рода идеологические концепции, и выступления политических деятелей, и политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления, декларации, программы, решения, уставы и т.д.), это и документы  политико-юридического свойства. Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных  в них правил поведения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих  органов, непосредственной связью с  государством.    Обеспеченность  государственным принуждением является специфической особенностью права, отличающей его от всех иных социальных регуляторов. Его использование  не только помогает восстановить нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое назначение.     Таким образом, политика и право, отражая  потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют  друг с другом, оказывая активное обратное влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддержки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.

Информация о работе Политика и право: взаимосвязь и взаимодействие