Политика и право: взаимосвязь и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

В работе будет рассмотрена связь правовых и политических отношений, норм и сознания, а через них и права и политики в целом. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие права; - раскрыть понятие политики; - раскрыть стороны политических и правовых отношений; - рассмотреть связь политического и правового сознания; - выявить различия политических и правовых норм;

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИКИ И ПРАВА стр.4
1.1 Понятие и формы права. стр. 4
1.2 Политика как суть определения форм и целей государства стр. 8
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И ПРАВА ИХ ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ стр.11
2.1 Общность политики и права. стр.11
2.2 Различие политических и правовых признаков стр. 14
Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА. стр.19
3.1 Проблема соотношения правовых и политических норм как анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах стр. 19
Вывод стр. 26
Библиография стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология катя.docx

— 61.99 Кб (Скачать файл)

Глава  3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

3.1 Проблема соотношения  правовых и  политических норм  как анализ общего и особенного  в этих социальных регуляторах

 

Право и политика нормативно структурированы. Нормативная природа права не подвергается сомнению. Нормирована и вся политическая сфера, хотя здесь нормативность выступает не столь формально определенно, как в праве. Политические нормы не всегда фиксируются в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, представлениях политических мыслителей и лидеров о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании властных отношений. Политические нормы включены в массовое общественное сознание, социально-психологические настроения общества. Их же (политики и права) взаимодействие норм имеет разнообразные формы — взаимной поддержки, противоборства, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими  условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется прежде всего единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм — отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.11 Норма права выражает объективно обусловленную  меру и форму свободы. Эта мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых коренится  социальная норма, обладающая общеобязательностью  и требующая законодательного закрепления. Известно, что правовые нормы возникают  на определенном этапе исторического  развития, когда образование новых  общественных отношений приводит к  перераспределению собственности  внутри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его части, т. е. в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Различные позиции классов по отношению к средствам производства определяют характер отношений собственности, степень реальной свободы индивидов. Во все времена существовали все  виды свободы, «но только в одних  случаях — как особая привилегия, в других — как всеобщее право».           Свобода индивидов, выражаемая в праве, предопределена их отношением к собственности, которое  должно быть субъективно осознано и  получить законодательное закрепление. Иными словами, объективные правовые нормы, фиксирующие социальное взаимодействие участников производственных отношений, проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, их закрепляющему.         Право и политика нормативно структурированы. Нормативная природа права не подвергается сомнению. Нормирована и вся политическая сфера, хотя здесь нормативность выступает не столь формально определенно, как в праве. Политические нормы не всегда фиксируются в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, представлениях политических мыслителей и лидеров о характере  и структуре государственной  власти, формах и методах ее деятельности, регулировании властных отношений. Политические нормы включены в массовое общественное сознание, социально-психологические настроения общества.      В области политического сознания вырабатываются те общие принципы, ценностные ориентации, нормы, которые  выступают в качестве необходимого условия протекания политического  процесса, политических связей и отношений, систематизации политической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы являются прежде всего осознанием и выражением классового интереса. Вместе с тем, являясь системой знаний о политических связях и зависимостях, институтах, нормах и т. д., политическое сознание есть еще и отношение к политической реальности, которое органически срастается с деятельностью социальных групп и индивидов. 12       С развитием политические нормы становятся наиболее активным выразителем интересов  и потребностей классов. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы  воздействия на общественные отношения  — право, нравственность, искусство. Доминирующая роль политики в обществе, в частности по отношению к праву, утвердилась в марксистско-ленинской философии как аксиома.           Право, предшествует государству, потребность  в котором порождена стремлением  придать отношениям собственности  «цивилизованное», т. е. юридическое, выражение. Поскольку охрана и защита собственности  превращается в одну из главных функций  государства, роль его все более  возрастает. Сама возможность участвовать  в осуществлении политической власти становится привилегией, открывающей  доступ к иным привилегиям, прежде всего  имущественным. Поэтому в зависимости  от конкретно-исторических условий  вырабатываются наиболее целесообразные, с точки зрения господствующего  класса, способы организации политической власти. Так, политические организации рабовладельческого общества были весьма разнообразны. Древний  мир знал и республиканские формы  правления, и деспотии, и олигархии. Каждая из них выдвигала свое идеологическое обоснование законности власти, свою систему политических норм, которая  становилась опорой существующего  режима. При этом право оказывается  как бы отодвинутым на второй план; власть выходит за пределы права, доминирует государственное насилие, и ему даже чисто внешне не пытаются давать правовое обоснование. Исключение составляли древние политии, где были сильны идеи права и закона.         Соотношение между правовыми и политическими  нормами меняется в период буржуазно-демократических  революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства. Принцип приоритета права над  государством, ограничения всевластия государства правами человека —  является величайшей общечеловеческой ценностью, сформировавшаяся в борьбе за свободу. Теперь правовые нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая  органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.         Превосходство права над политикой — это нормальная ситуация, которая должна быть характерной для всех цивилизованных государств. Особое  значение данный принцип приобретает  в связи с возрастанием роли политических партий, борющихся за политическую власть. Право призвано сдерживать экстремистские действия партий, стремящихся  к захвату власти путем революций, разрушения существующей правовой системы, попрания прав человека.           Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает  предпосылку для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает  там, где политика, политические нормы  не имеют правовой опоры, где право  не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают  в качестве средства контроля за ее осуществлением. Поэтому проблема соотношения правовых и  политических норм — это не абстрактный  анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о  характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм. Доминирование права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры. Право не есть политика силы оно не есть дело государства.      Исторический  опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических режимов, когда  право основано на универсальном  принципе формального равенства. Этот принцип выдвинут эпохой буржуазных революций, и его реализация неизмеримо расширила ту исторически ограниченную меру свободы, которая воплощалась  в праве докапиталистических  формаций.13        Думается, формальное равенство не есть свойство права на всех этапах его развития; оно присуще лишь праву высшей ступени цивилизации, когда в  связи с изменением отношений собственности требование равенства приобретает всеобщий, универсальный характер. Тем не менее, конкуренция политических норм и принципов — нормальное, естественное состояние политического  процесса в демократическом обществе. Только тоталитаризм делает политическую жизнь одномерной, выдвигая систему  непреложных, незыблемых, не подлежащих критике принципов и норм. В  условиях демократии разнообразие политических норм может ограничиваться только правом.  С его помощью противоборствующие интересы и стремления различных  общественных сил, опосредуемые политическими  нормами, получают упорядоченность  и согласование. В этом социальная ценность права. Не случайно избирательная  система, референдум, принципы парламентаризма, разделение властей, деятельность партий и общественных движений и т. д. получают правовое оформление. Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные  формы, вылиться в противозаконный  захват власти, в революции, несущие  обществу неисчислимые беды.          Политические  нормы воплощаются не только в  определенных институтах власти, в  законодательно урегулированной деятельности субъектов политических отношений, но и активно включены в динамику политических процессов, определяемых стихийной активностью широких  масс (последнее особенно характерно для переходных периодов). Чем дифференцированнее общество, тем более разнообразными могут быть массовые политические настроения, активнее притязания на власть различных субъектов политического процесса. Любой политический режим ищет поддержки  у различных слоев населения, а стихийные массовые политические действия порой стремятся выйти  за рамки легальности. Только в стабильной политической ситуации жизнь людей  нормирована и урегулирована. В  переходные периоды в психологии возникают предпосылки для правового  нигилизма, стремления любыми путями реализовать  свои политические притязания и пристрастия. В этих условиях правовые нормы призваны обеспечивать равновесие и предотвратить возможные социально-политические катаклизмы.    Государство охраняет собственность с помощью  права. Как организация господствующего класса, оно стремится регулировать и  отношения между членами своего класса, с тем чтобы содействовать его сплоченности в борьбе с противостоящими классами. В ряде случаев государство регулирует и взаимоотношения между  эксплуататорскими классами, поскольку  оно защищает их общие интересы. Через систему правовых норм государство  соответствующим образом регулирует также всю совокупность социальных отношений — национальных (если общество многонациональное), семейных и др., содействуя упрочению определенного  социально-экономического порядка. Наконец, государство содействует и решению  ряда экономических и культурных задач.          Так как правовые и политические нормы регулируют отношения собственности государственной власти, между ними существует связь. «Власть – это стержень и политики и права; через власть дано их единство, ею же определяется качество, характер данного единства».      В современных условиях речь идет о приоритете права над государством. Доминирование права над политикой — непреложный принцип демократии, современной культуры.         Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в противозаконный захват власти. Право узаконивает также нормы, регулирующие отношения между собственниками, дает юридическую санкцию, необходимую для нормального функционирования экономических отношений. Каждый собственник, вступая в отношения с другими собственниками, хочет гарантировать свои интересы, касается ли это торговли, денежной сферы и т. д. Юридического регулирования требует и передача собственности другому лицу или наследнику.           Всем этим была обусловлена необходимость закреплять и дополнять юридическими законами объективные отношения собственности, входящие в экономическую структуру общества. Право оформляет экономические отношения и обусловленные ими социальные отношения, т.е. взаимоотношения классов и социальных групп, положение семьи и взаимоотношения ее членов, положение национальных меньшинств и т. д. Оно также определяет правовой статус всех общественных институтов, организаций, религиозных общин, юридически оформляет положение, права и обязанности отдельных граждан. Право охватывает все формы общественных отношений.   Как государство не может обойтись без права, так и право — ничто без государства, стоящего на страже правовых норм. Формирование отношений собственности неотделимо от становления политической власти в обществе, образования государства, так как требует специальных органов и институтов, которые придали бы официальный и всеобщий характер интересам и воле экономически господствующего класса.

 

 

Вывод

  1. В современных условиях речь идет о  приоритете права над государством. Доминирование права над политикой  — непреложный принцип демократии, современной культуры.

 

  1. Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в  противозаконный захват власти.

 

  1. Право узаконивает также нормы, регулирующие отношения между собственниками, дает юридическую санкцию, необходимую  для нормального функционирования экономических отношений. Каждый собственник, вступая в отношения с другими  собственниками, хочет гарантировать  свои интересы, касается ли это торговли, денежной сферы и т. д. Юридического регулирования требует и передача собственности другому лицу или  наследнику.

 

  1. Всем  этим была обусловлена необходимость  закреплять и дополнять юридическими законами объективные отношения  собственности, входящие в экономическую  структуру общества. Право оформляет  экономические отношения и обусловленные  ими социальные отношения, т.е. взаимоотношения  классов и социальных групп, положение  семьи и взаимоотношения ее членов, положение национальных меньшинств и т. д. Оно также определяет правовой статус всех общественных институтов, организаций, религиозных общин, юридически оформляет положение, права и  обязанности отдельных граждан. Право охватывает все формы общественных отношений.

 

  1. Как государство не может обойтись без  права, так и право — ничто  без государства, стоящего на страже правовых норм.

 

  1. Формирование  отношений собственности неотделимо от становления политической власти в обществе, образования государства, так как требует специальных органов и институтов, которые придали бы официальный и всеобщий характер интересам и воле экономически господствующего класса.

 

Библиография

 

  1. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для высших учебных заведений. М. 2005.
  2. Ефремова Н.Н., А.В.Попова Теория государства и права. Курс лекций 2-е издание, М., 2005.
  3. Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. Основы марксистко-ленинской философии. Учебник для вузов- М, 1982.
  4. Корельский В.М., Перевалова В.Д. Теория права и государства. Учебник для вузов, 2-е издание - М., 2001.
  5. Косарев А.Н. Теория  государства и права. Учебное пособие для вузов – М., 2000.
  6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е издание. М., 1962.
  7. Мальцев Г.В. Право и политика современной России. М. 1996.
  8. Манкова Г.Н. Теория права и государства. Учебник – М., 1996.
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-издание - М, 1982.
  10. Мухаев Р.Т.. Теория государства и права. Хрестоматия – М., 2000.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка.  18-е изд., стереотип.– М, 1986.
  12. Тонких В.А, Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. Учебное пособие для вузов. 1999.
  13. Фролов И.Т. Философский словарь 5-е издание. Политиздат-М, 1986.

 

1 Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство " Международные отношения ", 1998 г. С. 23-26.

2 URL: http://lawbook.h12.ru/theory/Alexeev/17.shtml

3URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

4 См.: Мальцев Г.В. Право и политика современной России. М. 1996.

5 URL:http://turboreferat.ru/politology/politika-i-pravo-vzaimosvyaz-i/70406-360568-page2.html

6 Ефремова Н.Н., А.В.Попова Теория государства и права. Курс лекций 2-е издание, М., 2005. С. 145-147.

7 См.: Мальцев Г.В. Право и политика современной России. М. 1996.

8 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-издание - М, 1982.

9 Тонких В.А, Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. Учебное пособие для вузов. 1999. С. 67-68.

10 http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/33.htm

11 См.: Ефремова Н.Н., А.В.Попова Теория государства и права. Курс лекций 2-е издание, М., 2005.

12URL: http://hpsy.ru/public/x2754.htm

13 См.: Тонких В.А, Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. Учебное пособие для вузов. 1999.

 


Информация о работе Политика и право: взаимосвязь и взаимодействие