Политические права и свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Политические права и свободы – одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31–33. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса на референдуме), право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций.

Содержание

Введение 4
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации 5
1.1. Понятие основ правового статуса личности 5
1.2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина 6
1.3. Гарантии и ограничения политических прав и свобод 7
2. Эволюция политических прав и свобод в России 11
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление 14
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации 17
4.1. Право участвовать в управлении делами государства 17
4.2. Право на объединение 22
4.3. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование 29
4.4. Право на обращение 32
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовичок.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Политические права  и свободы и их место в  системе конституционных прав  и свобод граждан Российской  Федерации 5

1.1. Понятие основ правового  статуса личности 5

1.2. Классификация конституционных  прав и свобод человека и  гражданина 6

1.3. Гарантии и ограничения  политических прав и свобод 7

2. Эволюция политических  прав и свобод в России 11

3. Система политических  прав и свобод в современной  России, их нормативное закрепление 14

4. Характеристика механизма  реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации 17

4.1. Право участвовать  в управлении делами государства 17

4.2. Право на объединение 22

4.3. Право собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование 29

4.4. Право на обращение 32

Заключение 35

Список литературы 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Политические права и свободы – одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31–33. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса на референдуме), право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций. Обладание политическими правами и свободами (в отличие от большинства других прав и свобод) обычно строго связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

Политические права и свободы  получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них – Международный  пакт о гражданских и политических правах (открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).

Эти права и свободы  могут быть реализованы человеком  как индивидуально, так и через  объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.

 

1. Политические  права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации

1.1. Понятие  основ правового статуса личности

 

Важное место в системе  отрасли конституционного права  занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» действующей Конституции РФ.

Положение Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы является высшей ценностью, представляет собой конституционный принцип правового положения личности и характеризует основу конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства. Указанный принцип налагает на государство конституционные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина1.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий2.

Итак, правовой статус личности – это система, признанных государством прав, свобод и обязанностей, как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности.

 

1.2. Классификация  конституционных прав и свобод  человека и гражданина

 

Конституционные права  и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту1. Подходов к классификации прав и свобод по различным критериям существует множество.

Рассмотрим одну из них — деление их на права человека и права гражданина, которое связано с дуализмом гражданского и политического общества. Права человека и права гражданина - эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе (политические права и свободы). Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...», «все», «личность». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т. е. объема прав и обязанностей человека и гражданина1.

Наиболее разработанной  и традиционной является также классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам жизнедеятельности, проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация оформлена нормативно в многочисленных международно-правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.

По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы: личные права и свободы, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права человека2.

Так, политические права и свободы – это права на участие в общественной жизни и управлении государством, предоставляемые, как правило, только гражданам: право на объединение, включая профсоюзы, обращение, проведения собраний, митингов, шествий, право участвовать в управлении государством и доступ к государственной службе, избирательные права и др.

1.3. Гарантии  и ограничения политических прав  и свобод

 

Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые «условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого»1. В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные  и юридические гарантии.

Общесоциальные гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).

Так, политические гарантии прав и свобод личности – это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни. В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст.1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2), суверенитета и всевластия народа (ст.3), целостности территории (ст.4), равноправия субъектов РФ (ст.5).

Юридические гарантии –  это правовые и организационно-правовые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий - различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. К звеньям этой системы можно отнести:

• Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;

• органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;

• различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;

• Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция повышения этой эффективности);

• комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);

• органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;

• различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Однако основной юридической гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) — право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др1.

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. Так, УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) «только в той мере, в какой это необходимо».

Права и свободы могут  ограничиваться в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Международным пактом о  гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя1. В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся2.

Информация о работе Политические права и свободы