Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Впервые понятие «Политический режим» появилось в научной литературе в двадцатом (ХХ) веке в связи с развитием в мире тоталитарных режимов: коммунизма (Ленин В.И., Сталин И.В.- в СССР; Мао Цзэдун – в Китае; Ким Ир Сен – в Корее), фашизма (Муссолини – в Италии, Франко – в Испании, Салазар – в Португалии) и нацизма (Гитлер – в Германии).
Несмотря на то, что многие из этих тоталитарных режимов рухнули (за исключение Корейской Народной Демократической Республики), данная проблема до сих пор остается актуальной во всем мире.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Впервые понятие  «Политический режим» появилось в научной литературе в двадцатом (ХХ) веке в связи с развитием в мире тоталитарных режимов: коммунизма (Ленин В.И., Сталин И.В.- в СССР;  Мао Цзэдун – в Китае; Ким Ир Сен – в Корее), фашизма (Муссолини – в Италии, Франко – в Испании, Салазар – в Португалии) и нацизма (Гитлер – в Германии).

Несмотря на то, что многие из этих тоталитарных режимов рухнули (за исключение Корейской  Народной Демократической Республики),  данная проблема до сих пор остается актуальной во всем мире.

 

Вот примеры  актуальности данной проблемы:

 

  1. Проявление агрессии Северо-Атлантического Альянса (оплота демократии) по отношению к авторитарным режимам Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Ливии - показывает, что демократические политические режимы, которые в данное время, господствуют в обществе не намеренны бездействовать тогда, когда в «далекой стране» «бедные и несчастные люди» притесняются «жестком тираном» .  Как же так?! Надо помочь им освободиться от гнета тирана, а заодно получить от этого прибыль в виде отобранных ресурсов. Следует отметить, то что после вмешательства НАТО во внутреннюю политику данных, уровень жизни людей не только не улучшился, а даже наоборот ухудшился, количество убитых во время «войны за освобождения» в разы превышает количество жертв режима,  а политическая нестабильность существует до сих пор (Саддам Хусейн был свержен в 2003 году, а благополучия до сих пор и нет, и в Ливии ситуация, думаю, будет похожей)
  2. Массовые выступления в различных странах против действующей власти. Это может происходить в государствах с тоталитарным и авторитарным политическим режимом, с целью установления демократии (особенно следует отметить так называемую «Арабскую Весну1», которая началась 17 декабря 2010года и идет до сих пор ). Однако, такие выступления могут происходить и в странах с демократическим режимом, оппозиционеры в данном случае обвиняют государство в «недостаточно демократическом» политическом режиме, в плохих условиях жизни (безработица, преступность,  национальные, расовые и религиозные недовольства), в «неправильной политике государства».  В качестве примеров таких волнений можно называть:

- беспорядки  в Лондоне, начавшиеся 6 августа  2011 года (причина – безработица,  преступность, сокращение коммунальных услуг);

- политический кризис на Украине в 2004 году – «Оранжевая Революция», где оппозиция во главе с Ющенко В.А выступила против «авторитарного» Януковича В. Ф. и не менее «авторитарного»           Кучмы Л. Д. .

- многочисленная  оппозиция в Российской Федерации против действующей власти, считающих, что в РФ демократический политический режим существует только официально(как это указывается в Конституции Российской Федерации),а на самом деле – режим то авторитарным. Хотя мнение на счет политического режима в России у каждого остается своё.

 

Как бы то ни было, данная проблема до сих пор остается одной из самых важных в политической сфере общества.

В данной курсовой работе я выведу определение политического  режима, дам подходы к его определению, приведу типологию режимов, и в заключении остановлюсь на эволюции политических режимов в России.

 

 

 

 

 

ГЛАВА №1: «Политические режимы»

§1.1: «Определение политического режима»

 

Итак, политический режим. Что же это такое? Попробуем  дать определение.

 «Политический  режим – есть совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества»2.

Иными словами  можно сказать, что политический режим указывает, как осуществляется государственная власть: какими методами, средствами, способами.

Так же политический режим – это один из элементов  формы государства, вместе с формой правления и формой административно-территориального устройства.

Форма государства – это модель внутреннего устройства государства, которая и включает в себе те три элемента.

Форма правления – указывает на то, кто является верховный носителем власти в государства: монарх или народ. В связи с этим выделяют две формы правления: 1. Монархию – где этим носителем является один человек (монарх). 2. Республику – где каждый человек является потенциальным носителем верховной власти народ.

Форма административно-территориального устройства – разделение территории государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми система местных органов власти, система законодательства. Выделяют унитарное государство, федеративное государства и конфедерацию.

Но вернемся всё-таки к политическому режиму, точнее к его определению.

Вот как описывает политический режим профессор парижского Института политических наук Жан-Луи Кермонн3:  «Под политическим режимом понимается совокупность элементов  идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления  данной страной на известный период».

Политический  режим показывает наличие или  отсутствие в данном государстве  цензуры, плюрализма, реальной силы Конституции (поскольку Конституция может  существовать не только при демократическом, но и при тоталитарном режиме. Пример – Конституция СССР от 5 декабря 1936 года, принятая и разработанная при непосредственном участии товарища Сталина), свободы вероисповедания, наличие оппозиции, репрессий и т.д.

Политический  режим определяет уровень свободы  в данном обществе. (при демократическом  режиме – этот уровень высокий, при авторитарном – низкий, при тоталитарном – минимальный).

Очень часто  понятие «политический режим» связывается  с понятием  «политическая система».

Политическая  система – совокупность отношений политических субъектов, которые связаны с управлением обществом и осуществление власти над данным государством.

Понятия «Политический режим» и «Политическая система» являются взаимопроникающими. Так Политическая Система включает в себя  какой-либо Политический Режим. А Политический режим не может существовать без Политической Системы. Исключением является анархия, она не требует наличия политической системы общества, но следует учесть тот факт, что на практике это нигде не было осуществлено, а присутствует только в теории.

В качестве примера  приведу «Демократический Политический режим».  Демократия – это политический режим, но политическая система может разной  – буржуазная (свобода, равенство и братство только на бумаге, а реальная власть у капиталистов), либеральная (где воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан), имитационная (ложная, где демократия существует только де-юре, а де-факто -отсутствует), представительная (где народ доверяет власть над государством какому-либо избирательному органу) демократия.

И монархия тоже имеет несколько видов – абсолютная (власть в руках одного человека – монарха), конституционная (где власть монарха серьезно ограничена парламентом: монарх царствует, а не правит), дуалистическая (и монарх, и парламент имеет свою сферу влияния)

Таким образом, эти два понятия неразрывно связаны  между собой, одно не может существовать без другого.

Так же следует  отметить то, что в некоторых случаях  под термином «политический режим»  понимают «государственный режим» Т.е. совокупность методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Подытоживая всё  сказанное мною, я назову основные признаки политического режима:

  1. Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод Личности.
  2. Соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властью. Их равенство, баланс и независимость друг от друга.
  3. Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления.
  4. Степень участия народа в формировании политической власти.
  5. Роль в жизни общества «силовых» структур (полиции, армии).
  6. Положение средств массовой информации (газет, радио, телевидения), степень гласности в обществе, наличие цензуры.
  7. Место и роль негосударственных структур в политической системе общества.
  8. Доминирование определенных методов воздействия на население страны (убеждение, принуждение, подкуп и т.д.).

§1.2: «Подходы к определению политического режима»

В результате научных  исследований возникли два подхода к определению политического режима. Первый – институциональный, второй – социологический. Социологический подход является наиболее популярный и используется гораздо чаще, чем институциональный.

Но сначала  всё-таки рассмотрим наименее популярный подход, дабы не возвращаться к нему.

Институциональный подход к определению политического  режима – при его использовании понятие «политический режим» сближается, я бы даже сказал, сливается, с понятиями «форма правления» и «государственный строй».  В данном подходе наибольшее внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам политической системы.

Всего в институциональном  подходе выделяется три вида политических режимов:

  1. Режим слияние властей – абсолютная монархия – все ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная) принадлежат одному человеку – монарху.
  2. Режим разделения властей – президентская республика – каждую ветвь власти осуществляет специальный орган. (исполнительную – Правительство, законодательную – Парламент,  Судебную – суды. Президент – глава государства)
  3. Режим сотрудничества властей – парламентская республика – есть сходства и «режимом разделения властей», так как есть разделения на три ветви, но при данном политическом режиме они более тесно сотрудничают между собой.

Как я уже  писал, институциональный подход применяется  довольно редко.  Наиболее популярный – социологический подох, его  я помню ещё со школьного курса.

Социологический подход – в рамках данного подхода  наибольшее внимание уделяется вопросам происхождения власти. Рассматривается связь между обществом и государством, которая сложилась реально и возможно не соответствует тому, что изложено в Конституции. (Как я уже приводил выше в качестве примера – Конституция СССР 1936 года, в которой всем гражданам Советского Союза представлялись равные права, появилось избирательное право (активное и пассивное), была разрешена свобода слова, но на деле этого не было)

С точки зрения социологического подхода, политический режим – это структура правления, тип человеческого общества, который отличает одну социальную общность от другой общности).

Этот подход выделяет три основных политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.

О них ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА №2: «Виды политических режимов».

§2.1: «Демократический политический режим»

 

Демократия  – (от греческого «демос» - народ, «кратос» - власть, народовластие) – политический режим, где верховным и единственным источником власти является народ, народ  осуществляет свою власть не прямо, а  через избранных народом людей (народных избранников – депутатов).

В основе демократического политического режима лежит метод  коллективного принятия решений, где  каждый участник имеет одинаковый вес  в принятии решений (все люди – равны).

 

Демократический политической режим имеет следующие особенности:

  1. Признание народа верховным и единственным источником власти в государстве. Так как именно народу принадлежит, при данном режиме,  право избирать своих представителей в органы власти путем голосования, а так же оказывать принимать участие в разработке законов и принятии их путем референдумов.
  2. Выборность органов власти. Народ избирает только тех людей, которым доверяет управлять собою, добровольно, без насилия, как это было бы при антидемократических режимах.
  3. Доминирование прав и свобод человека над правами государства. Государства должно защищать права и свободы людей, которые они приобрели от рождения (право на жизнь, право семью),  гражданские права (право избираться и быть избранным, право на труд) и политическую свободу (возможность поддерживать любую партию, не запрещенную законов или не поддерживать вообще).
  4. Граждане демократических государств обладают большими правами и свободами, чем граждане антидемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов: свобода слова, свобода мысли, свобода печати…
  5. В демократическом государства присутствует четкое разделение власти на три ветви:

Информация о работе Политические режимы