Полномочия антимонопольных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
Полномочия федерального антимонопольного органа определяются Законом от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

antimonopolnoe_upravlenie_kontrolnaya.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Полномочия  федерального антимонопольного органа (в настоящее время — Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связаннымис функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентноезаконодательство.

Полномочия  антимонопольных органов:

1) при наличии  признаков нарушения антимонопольного  законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения  которых принимать решения и  выдавать предписания;

2) выдавать хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения предписания:

  • о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства;
  • об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
  • о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
  • о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций;
  • об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок;
  • о заключении договоров с хозяйствующими субъектами;
  • о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;
  • об изменении или ограничении использования фирменного наименования;
  • о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий;
  • о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

3) выдавать федеральным  органам исполнительной власти, органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

  • об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;
  • о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
  • о расторжении или об изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному законодательству;
  • о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4) привлекать  коммерческие организации и некоммерческие  организации, их руководителей,  физических лиц, в том числе  индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях;

5) проводить  проверку соблюдения антимонопольного  законодательства хозяйствующими  субъектами, федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах;

6) обращаться  в суд или арбитражный суд  с заявлениями о нарушении  антимонопольного законодательства, в том числе:

  • о признании недействительными полностью или в части:
  • противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;
  • договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;
  • об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;
  • о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций;

7) участвовать  в рассмотрении судом или арбитражным  судом дел, связанных с применением  и нарушением антимонопольного законодательства;

8) устанавливать  наличие доминирующего положения  хозяйствующего субъекта;

9) давать разъяснения  по вопросам применения антимонопольного  законодательства;

10) формировать  и вести реестр хозяйствующих  субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов;

11) давать в  установленном порядке заключения  о наличии или об отсутствии  ограничения конкуренции на товарном  рынке при введении, изменении  и прекращении действия таможенных  тарифов и о введении нетарифных мер;

12) осуществлять  сотрудничество с международными  организациями и государственными  органами иностранных государств, принимать участие в разработке  и реализации международных договоров  Российской Федерации, работе  межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, осуществлении международных программ и проектов по вопросам компетенции антимонопольного органа;

13) осуществлять  обмен информацией с федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными организациями и государственными органами иностранных государств в пределах своей компетенции;

14) направлять  рекомендации о развитии конкуренции соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям;

15) проводить  анализ состояния товарных рынков;

16) осуществлять  иные предусмотренные настоящим  Законом полномочия.

Сотрудники  антимонопольного органа, надлежащим образом уполномоченные, в целях  выполнения возложенных на них функций  при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Органы внутренних дел обязаны в пределах своих  полномочий оказывать помощь сотрудникам  антимонопольного органа для выполнения ими служебных обязанностей.

Коммерческие  и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.

2.2. Связь  полномочий антимонопольных органов  с их задачами.

 
Основной задачей антимонопольных  органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой - государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

В зависимости  от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:

• полномочия, направленные на развитие конкуренции  и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

• полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

• полномочия по применению мер и ответственности  к нарушителям законодательства.

Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:

  • Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
  • Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
  • Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.
  • Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Полномочия  по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

  • Принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.
  • Антимонопольный контроль на торгах.
  • Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.
  • Право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.
  • Формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование  федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Антимонопольное регулирование – важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Федеральная антимонопольная  служба создана в соответствии с  Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия антимонопольных органов