Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 18:00, реферат

Краткое описание

Природа государства - проблеяла из категории вечных и как таковая она одновременно неисчерпаема и тривиальна. В самом деле, даже обыденному сознанию ясно, что любое человеческое сообщество нуждается в координации своей деятельности, а сколько-нибудь крупный конгломерат, неизбежно усложняя организационные задачи, побуждает людей выделять из своей среды специалистов-организаторов и наделять их властью принимать решения, значимые для общества в целом. Государство в конечном итоге - это и есть специализированный институт управления обществом, необходимо возникающий на определенной стадии его эволюции.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и признаки государства. 4
2. Подходы к пониманию сущности государства. 13
3. Причины возникновения государства. 17
Заключение. 22
Список литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие государства.docx

— 39.46 Кб (Скачать файл)

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных  целей правящей элиты — сохранение  территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные  споры между смежными государствами  часто являются причиной военных  конфликтов. Оснащение армии современным  вооружением делает возможным  захват территории не только  смежных государств. По этой причине  вооруженные силы страны и  сейчас являются необходимым  атрибутом любого государства. Но  применяются они не только  для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и  в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка  и правящего режима, хотя это  и не является прямой ее  задачей. Исключение армии из  внутриполитической жизни страны  делает необходимым многократное  увеличение мощи правоохранительных  органов на случай социальных  конфликтов, что, возможно, обойдется  обществу дороже[9] .

7. Налоги. Представляют собой  обязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в установленных  размерах и в определенные  сроки, необходимые для содержания  органов управления, правоохранительных  органов, армии, для поддержки социальной  сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения  и т. п.), создания резервов на  случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации  других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач[10] .

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный  суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает  как высшая власть, а в мировом  сообществе — как самостоятельная  и независимая. Иначе говоря, государственная  власть юридически стоит над  властью любыхдругих учреждений, партий, находящихся на территории  данного государства. В международных  же отношениях суверенитет выражается  в том, что власти данного государства  юридически не обязаны выполнять  приказы других государств.

Понятие «суверенитет» имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн)[11] .

2. Подходы к пониманию  сущности государства.

Определить сущность явления - значит выявить то главное в нем, что определяет его существование в том, а не в ином виде.

По поводу сущности государства в отечественном правоведении преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у «руля управления» обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников[12] .

Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство - органичная часть общества (Платон)?

На сегодняшний день кроме классового подхода существуют четыре наиболее известные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства.

Теория плюрализма. Сторонники этой теории (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.

Технократическая теория. Возникла в 20-е гг. XX в. (его часто называют «административным веком») как ответ на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода к пониманию природы государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы[13] .

Сторонники данной теории (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид и другие) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. По мнению Мейно, технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.

Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.

Теория элит. Появилась эта теория в начале XX в. Крупнейшие сторонники: Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето, элита образуется двояким образом:

1) элиту образуют все  преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки»  того или иного социального  слоя;

2) в число элиты входят  люди, осуществляющие функции публичного  управления.

Таким образом, элита - особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.

Юридический подход. Начало юридического подхода к сущности государства заложил выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который рассматривал государство как социальное образование и как правовое (юридическое) учреждение. Более важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права[14] .

Попытки дать полное, всеобъемлющее определение понятия государства предпринимались давно и неоднократно.

Однако сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества. Его взгляды изложены в работе «Государь», где раскрыта идея о том, что государство - это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества.

 

Все множество определений понятия «государство» можно условно разделить на несколько групп.

1. Понимание государства  как союза людей, как сообщества (Аристотель, Гуго Гроций, Б. Чичерин  и др.). Подобному пониманию соответствует  и такое определение: «государство... есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным  правом, множество людей, связанных  общностью духовной судьбы и  сжившихся в единство на почве  духовной культуры и правосознания.

2. Понимание государства  как механизма, машины, орудия (В.И. Ленин, А.Н. Радищев и др.). Французские  политологи Б. Бади и П. Бирнбаум  сегодня рассматривают государство  как машину власти вместе с  находящимися у нее в услужении  гражданскими чиновниками и вооруженными  силами.

3. Отождествление государства  и аппарата государства свойственно  западной политологии. Так, П. Пернталер  рассматривает государство как  систему, управляющую обществом, как  особый аппарат, выделившийся из  общества.

Современный уровень знаний позволяет рассматривать государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определенной территории и вместе с тем не отрицается взгляд на государство, предложенный Гумпловичем: государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка[15] .

Сущность современного государства, как отмечал еще Б.А. Кистяковский, состоит в закреплении и отстаивании социальных интересов людей, что становится возможным посредством деятельности специального органа, управляющего обществом. Этим органом и является государство.

Государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса.

3. Причины возникновения  государства.

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства. Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе истории государства и права.

Государство существовало не извечно, а появилось на определенной ступени развития человечества. Это положение представляется сегодня очевидным: по новейшим данным антропологии, только история современного кроманьонского человека (homo sapiens, или неоантропа) насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад. Иными словами, десятки тысяч лет люди современного типа, неоантропы, существовали, не зная государства и права, равно как и иных категорий цивилизации. Этому периоду соответствовали другие формы организации человеческого общества. Их остатки сохраняются у некоторых народов и в настоящее время[16] .

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия[17] .

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап, связанный с ухудшением климатических условий на планете, всеобщим оледенением, характеризуется переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10 - 12 тыс. лет назад и продолжался - у разных народов - несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала «мягкие» цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации.

Информация о работе Понятие государства