Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 18:00, реферат

Краткое описание

Природа государства - проблеяла из категории вечных и как таковая она одновременно неисчерпаема и тривиальна. В самом деле, даже обыденному сознанию ясно, что любое человеческое сообщество нуждается в координации своей деятельности, а сколько-нибудь крупный конгломерат, неизбежно усложняя организационные задачи, побуждает людей выделять из своей среды специалистов-организаторов и наделять их властью принимать решения, значимые для общества в целом. Государство в конечном итоге - это и есть специализированный институт управления обществом, необходимо возникающий на определенной стадии его эволюции.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и признаки государства. 4
2. Подходы к пониманию сущности государства. 13
3. Причины возникновения государства. 17
Заключение. 22
Список литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие государства.docx

— 39.46 Кб (Скачать файл)

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV - III тыс. до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в II - I вв. до н.э. и I тыс. н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев[18] .

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства[19] .

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях[20] .

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак: во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них[21] .

Сегодня в мире насчитывается около двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); другие объединяются в более крупные (такой процесс, возможно, начался в рамках Европейского Союза). Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают определенные усилия для создания таких государств. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др.

Таким образом, проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

Заключение.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Основными признаками являются следующие: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный суверенитет.

Определяя сущность государства, можно выделить 5 доминирующих в отечественной науке подходов. Это классовый подход, теория плюрализма, технократическая теория, теория элит и юридический подход.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Можно отметить значительный разброс мнений в понимании государства. Однако представляется, что единая теория происхождения государства немыслима уже в силу разнообразия существовавших в истории и существующих государств. Необходим тщательный учет конкретных исторических особенностей и условий.

Список литературы.

1. Конституция Российской  Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М., 1999.

2. Алексеев С.С. Теория  права. М., 2000.

3. Бирюков Н.И. Категория  «государство» в истории политико-правовой  мысли. // История государства и  права, 2006 № 8. // Консультант Плюс.

4. Венгеров А. Б. Теория  государства и права. М., 2002.

5. Годинер Э.С. Политическая  антропология о происхождении  государства. // Этнологическая наука  за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 51 – 73.

6. Дегтярев А.А. Политическая  власть как регулятивный механизм  социального общения // Полис. - 1996. - N 3.

7. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д., 1999.

8. Кашанина Т. В. Происхождение  государства и права: современные  трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999.

9. Кашанина Т. В., Кащанин  А. В. Основы российского права. М., 2001.

10. Киреев В.В. Некоторые  конституционно-правовые аспекты  совершенствования взаимодействия  государства и российского общества. // Конституционное и муниципальное  право, 2006 № 3. // Консультант Плюс.

11. Клименко С.В., Чичерин  А.Л. Основы государства и права. М., 1999.

12. Комментарий к Конституции  Российской Федерации. /Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2004. // Консультант Плюс.

13. Корельский М.В. и др. Теория государства и права. М., 2002.

14. Малетин С.С. Политология. Новосибирск, 1998.

15. Марченко М.Н. Теория  государства и права. М., 1999.

16. Матузов Н.И. и Малько  А.В. Теория государства и права. М., 2004.

17. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2002.

18. Нерсесянц B.C. Философия  права. М., 1997.

19. Общая теория государства  и права. Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

20. Проблемы общей теории  права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999.

21. Пугачев В.П., Соловьев  А.И. Введение в политологию. М., 2000.

22. Российская историческая  политология. Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону, 1998.

23. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические  технологии. М., 2000.

24. Теория государства  и права. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006.

25. Ягоферов Д. Общая характеристика  возникновения и развития научных  взглядов на государство и  право. // Основы государства и  права. 2001 №1-2. С. 21-24.

 

[1] Матузов Н.И. и Малько  А.В. Теория государства и права. М., 2004. // Консультант Плюс.

[2] Матузов Н.И. и Малько  А.В. Теория государства и права. М., 2004. // Консультант Плюс.

[3] Бирюков Н.И. Категория  «государство» в истории политико-правовой  мысли. // История государства и  права, 2006 № 8. // Консультант Плюс.

[4] Бирюков Н.И. Категория  «государство» в истории политико-правовой  мысли. // История государства и  права, 2006 № 8. // Консультант Плюс.

[5] Кашанина Т. В., Кашанин  А. В. Основы российского права. М., 2001. С. 9.

[6] Кашанина Т. В., Кашанин  А. В. Основы российского права. М., 2001. С. 10.

[7] Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д., 1999. С. 73.

[8] Венгеров А. Б. Теория  государства и права. М., 2002. С. 156.

[9] Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д., 1999. С. 74.

[10] Теория государства  и права. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. С. 32.

[11] Кашанина Т. В., Кашанин  А. В. Основы российского права. М., 2001. С. 9.

[12] Теория государства  и права. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. С. 31.

[13] Теория государства  и права. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. С. 32.

[14] Теория государства  и права. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. С. 33.

[15] Проблемы общей теории  права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 187.

[16] Ягоферов Д. Общая характеристика  возникновения и развития научных  взглядов на государство и  право. // Основы государства и  права. 2001 №1-2. С. 21.

[17] Кашанина Т. В. Происхождение  государства и права: современные  трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999. С. 8.

[18] Кашанина Т. В. Происхождение  государства и права: современные  трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999. С. 7.

[19] Годинер Э.С. Политическая  антропология о происхождении  государства. // Этнологическая наука  за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 54.

[20] Малетин С.С. Политология. Новосибирск, 1998. С. 81-82.

[21] Годинер Э.С. Политическая  антропология о происхождении  государства. // Этнологическая наука  за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 70.


Информация о работе Понятие государства