Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:43, реферат
Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
Введение
Глава 1
Понятие государства
Этапы развития государства
Причины возникновения государства
Теории происхождения государства
Определения государства в науке
Этимология
Глава 2
3.1. Основные признаки государства
3.2. Функции государства
4. Заключение
5. Источники
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов илебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Теории происхождения государства
-Теологическая теория- Ф. Аквинский
-Патриархальная теория — Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер
-Общественный договор — Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев
-Теория насилия — К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг
-Материалистическая (марксистская) теория — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
-Психологическая теория — Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий
-Расовая теория — Ж. Габино, Ф. Ницше
-Органическая теория — Г. Спенсер, Р. Вормс
-Ирригационная теория — К. Виттфогель
-Комплексная теория происхождения государства — Х. Й. М. Классен
-Кризисная теория — А. Б. Венгеров
-Дуалистическая теория — Малыгин, Афанасьев
-теория специализации — Т. В. Кашанина
-спортивная теория — Ортега-и-Гасет
-Патримониальная теория — Галлер
-Диффузионная теория — Гребнер
-Ведическое понимание теории государства — Былины
Определение государства в науке
В учебнике «Общая теория права
и государства» предлагается следующее
определение государства — это
«особая организация
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»
Ещё несколько определений государства:
«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство»
«Государство есть особая
достаточно устойчивая политическая единица,
представляющая отделённую от населения
организацию власти и администрирования
и претендующая на верховное право
управлять (требовать выполнения действий)
определёнными территорией и
населением вне зависимости от согласия
последнего; имеющая силы и средства
для осуществления своих
" Государство — свод законов и правил, установленных на данной территории, регулирующий взаимоотношения индивидуумов "
Этимология
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Можно предположить, однако,
что, поскольку производные «
«Государем» в то время
обычно являлся конкретный человек
(князь, правитель), хотя существовали
и заметные исключения (договорная
формула «Господин Великий
Глава 2
Основные признаки государства
Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию?
Прежде всего, это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни духовных, ни материальных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными частями аппарата государственной власти являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суды, прокуратура и т.д.
Основным признаком
Среди основных признаков государства выделим такой, как разделение людей по территориальным единицам. Под территорией государства обычно понимается пространство в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:
• Земля и её недра, образующие сухопутную территорию;
• Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);
• Воздушное пространство над сухопутной и водноё территорией (воздушная территория государства);
• Объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства и другие, принадлежащие государству объекты).
Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательства в дела своего общества и государства иностранных властей (принцип территориальной целостности, территориальной неприкосновенности, территориального верховенства). Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут административно - территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно - территориальных единиц (округа, провинции, области, края, графства, районы и т.д.). Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.
Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает?
• Верховенство государственной власти внутри страны;
• Независимость её на международной арене.
Основным признаком
Кроме названных основных принципов каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, приветствия.
Функции государства
Основная функция государства
— обеспечение комфортного
С этой целью государство выполняет ряд задач:
-управление хозяйством и обществом;
-оборона собственной территории.
По мере развития общественных
отношений появилась
Природа государства и
его положение в политической
системе предполагают наличие ряда
специфических функций, отличающих
его от других политических институтов.
Функциями государства
Функции государства классифицируются:
-по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
-по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
-по значению: на основные и неосновные,
-по видимости: на явные и латентные,
-по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
-Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
-Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
-Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
-Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
-Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
-Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
-Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
-Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
-Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитетагосударства.
-Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
-Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
-деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
Заключение
Государство - сложное явление
и охватить одним понятием все
его аспекты невозможно, поэтому
достаточно полное представление о
нем может дать только ряд определений.
В этой связи в первую очередь
следует различать понятие
В широком смысле государство - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация гражданского общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Иными словами, государство - это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова "страна", " отечество", "общество", "государство" являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле (социологическом).
В узком смысле государство --- это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на всё население страны и её территорию, обладающей на этой территории монополией на издание нормативно-правовых актов, применение принуждения, налогообложения. Иначе говоря, государство- это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. В то же время не следует забывать о существовании в развитом демократическом государстве системы органов местного самоуправления, деятельность которых не связана с выполнением функций органов государственной власти.