Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:30, курсовая работа
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми. По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества».
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Эволюция представлений о государстве………………………………..9
2. Понятие и признаки государства …………………………………….…16
2.1. Понимание и определение государства………………………………17
2.2. Признаки государства………………………………………………….20
2.3. Социальное назначение государства ……………………………….. .27
3. Сущность государства…………………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список источников и литературы………………………………………….35
Задание…...…………………………………………………………………..37
Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
2.3. Социальное назначение государства.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и признанный действовать во имя всеобщего блага. Главное предназначение государства – служить обществу.
В этих целях государство должно:
1. Устанавливать
в обществе определенный
2. Обеспечивать
социальный мир и стабильность
в обществе, выступая своего рода
социальным арбитром в
3. Гарантировать
безопасность общества от
4. Защищать личность
от произвола, создавать
в производстве благ, заботится о социально
слабых слоях и группах населения, т.е.
быть социальным,
5. Выступать
интегрирующей общество силой,
т.е. добиваться мира
и согласия в обществе, заботится о развитии культуры, образования,
искусства, здравоохранения.
В идеале назначение
государства – служить
Все это дает
основание характеризовать
3. Сущность государства
Определение сущности государства составляет одну из важнейших целей теории государства и права. Сущность государства – это смысл, главное звено, глубинное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.
История анализа философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднее отдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи.
Сущность государства
как общественного явления
В научной литературе
сущность государства можно
1) с общефилософской позиции – как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например от родового строя или от политической партии;
2) с позиции социальной сущности, доминирования той или определенной социальной группы, чьи интересы государство выражает прежде всего (в частности, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое и т.д.).
В настоящее время используется пять основных подходов к анализу сущности государства:
1) теологический
подход трактует государство
как богоустановленное явление;
2) с точки
зрения арифметического (
3) сторонники
юридического подхода анализиру
4) социологический
подход рассматривает
5) по информационно-
кибернетическому подходу
Философы придерживались различных точек зрения в
отношении сущности государства. Например,
Гегель рассматривает государство в контексте
общей системы его фундаментальных философских
представлений о мироздании, важной частью
которых является философия права. Государство
в его понимании – это тоже право, но наиболее
развитое и содержательно богатое, так
как оно включает признание всех остальных
прав – прав личности, семьи и общества.
Возводя государство в абсолют, стоящий
над личностью и обществом, Гегель доказывает,
что бытие государства предшествует развитию
гражданского общества. Государство, по
Гегелю, это наиболее совершенная организация
общественной жизни, в которой все строится
на правовой основе, представляющей царство
реализованной свободы. Ценность гегелевского
воззрения на государство заключается
в том, что принудительная, насильственная
функция в нем играет не столь важную роль.
Главное – это четкая социальная и правовая
направленность государственной деятельности,
ее глубокое нравственное содержание,
разумность и полезность для общества
и индивида. К. Маркс исследовал государство
и право исходя из открытой им классовой
теории общественного развития. Согласно
данной теории государство и право исчезнут
вместе с исчезновением классов результате
установления диктатуры пролетариата
в процессе перехода к обществу без классов.
Анализируя соотношение буржуазного государства
и права, К.Маркс доказывает, что юридический
закон есть продукт т отражение материальных
производственных отношений классового
общества.
В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает единство общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы.
Общественная
сущность государства выражается во
взаимосвязи с ним социальных
групп и человека, и характеризуется
понятием гражданства.
Наличие гражданства имеет для человека
принципиальное значение, так как определяет
политический и социальный статус, права
и свободы, а во многом материальное и
моральное благополучие.
Государство как
политическая структура обладает чрезвычайно
сложным строением. Традиционно
выделяются три ветви государственной власти – исполнительная,
законодательная и судебная. Возможен
и иной подход
к структурированию государства с выделением
верховной власти и ее носителей, образующих
центры принятия государственных решений,
и государственной бюрократии, играющих
вспомогательную роль.
Дифференциация
государственных структур и их специализация
решающим образом определяются функциями,
которые выполняются
государством социальными функциями вызывает
развитие государственных служб социального
страхования, бирж по трудоустройству
и т.п.
Таким образом,
под сущностью государства
с помощью аппарата политической власти целостности общества
и его надлежащего функционирования в
обстановке, когда общество существует
как суверенный, самостоятельный организм
и когда в нем утверждается демократия.
Высшее общественное предназначение государства – гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических и духовных факторов.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.
Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.
Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым поставили под вопрос само существование цивилизации.
Так или иначе, но любые внутренние или внешние опасности однозначно наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое, суверенное состояние. Поэтому появление государства, а также права как эффективного средства урегулирования классовых столкновений явилось своего рода «спасением» человечества, некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов
Список источников и литературы
Задание
Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колония либо доминион.