Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа
Отсюда вытекает и цель работы, которая заключается в исследовании формирования в России гражданского общества и правового государства, их структуры и признаков.
В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:
1. тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества и правового государства;
2. рассмотреть перспективы дальнейшего формирования в России гражданского общества и правового государства.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов и пяти подразделов, заключения и библиографического списка.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. Это объясняется тем, что в течение почти века, люди на территории России, а тогда еще СССР жили при режиме, который впору назвать тоталитарным. Как следствие многие права и свободы человека были ущемлены и стали не правами, а обязанностями.
В настоящее время в России протекает процесс формирования гражданского общества, основанного на свободе народа. Приоритет отдается правам и свободам человека. В России, о гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад.
Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, мы находимся лишь на стадии его формирования, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.
Актуальна эта тема именно в данное время потому, что в России на сегодняшний день идет процесс становления гражданского общества и правового государства и по Плану В.В. Путина этот процесс должен окончательно завершиться к 2020 году.
Проблема развития гражданского общества и правового государства нашла своё отражение в трудах таких авторов, как С. А. Комаров, А. И. Соловьев, Б. М. Лазарев, И. Б. Левин, В.А.Васильев и многих других.
Так, например С. А. Комаров в своих трудах рассматривает идею правового государства и гражданского общества, выделяет основы правового государства. Так же он излагает основные проблемы общей теории государства и права.1
А. И. Соловьев говорил, что взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию.2
Б. М. Лазарев в своих трудах рассматривает основные черты правового государства, его характеристику.3
И. Б. Левин активно разрабатывает концепцию гражданского общества. Он так же рассматривает происхождение данного термина и пытается дать четкое определение гражданского общества.4
В. А. Васильев в своих трудах определяет роль гражданского общества в современном мире, рассматривает основные его признаки и структуру.5
Объектом данного исследования являются те две важные для России проблемы, которые существуют на сегодняшний день – проблемы формирования гражданского общества и правового государства.
Отсюда вытекает и цель работы, которая заключается в исследовании формирования в России гражданского общества и правового государства, их структуры и признаков.
В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:
1. тщательно исследовать
2. рассмотреть перспективы
Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов и пяти подразделов, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Основные черты правового государства
При рассмотрении основных черт правового государства необходимо сформулировать его определение для полного понимания самих черт. Итак, правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.1
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы1.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законов, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, разрешение споров в судебном порядке».
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.1
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:
Итак, рассмотрим в отдельности каждый из выше названных признаков правового государства.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать всё текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные НПА издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.
Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).
В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.
В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающее общечеловеческим ценностям, может привести к установлению диктатуры, система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.
В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора.
Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти1.
Система разделения властей в правовом государстве
По своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции разделения властей в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.