Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:46, курсовая работа
Цель исследования - комплексное общетеоретическое исследование органов государственной власти как составной части механизма государства, определение их понятия, признаков и видов.
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
дать понятие механизма государства;
изучить виды механизма государства и принципы его деятельности;
определить понятие государственных органов и изучить их виды.
Введение 3
Глава 1.Механизм государства: понятие и виды 4
1.1.Понятие механизма государства 4
1.2.Виды механизма государства и принципы его деятельности 4
Глава 2. Понятие и виды органов государственной власти 4
2.1 Понятие государственных органов 4
2.2.Виды органов государственной власти 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Механизм государства: понятие и виды 4
1.1.Понятие механизма государства 4
1.2.Виды механизма государства и принципы его деятельности 4
Глава 2. Понятие и виды органов государственной власти 4
2.1 Понятие государственных органов 4
2.2.Виды органов государственной власти 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Введение
Актуальность выбора темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения органов государственной власти как одних из основных средств реализации и выражения сущности государственной власти, в деятельности которых находят выражение задачи и функции государства.
Заявленная тема достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат».
Государство как сложная социальная система и форма организации политической власти, реализуемой на территории, находящейся под его юрисдикцией, осуществляет свои задачи и функции, опираясь на определенный управленческий аппарат, который представляет собой сформированную на основании закона организационную структуру функционально обособленных частей - органов государственной власти.
Успешное, эффективное решение задач, стоящих перед государственным образованием, зависит от слаженной работы механизма государства, всех его составных частей и структурных элементов. В этой связи, по мнению автора предлагаемой работы, важно осознание обществом места и роли всех органов и учреждений государственного механизма в управлении государством, конкретизации и разделении их полномочий, что и определяет её актуальность. В частности, представляется целесообразным теоретически определить такие правовые категории, как «орган государственной власти», «государственный аппарат».
Исследование комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, имея поддержку со стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету теории государства и права, как базовой науки в изучении такого феномена как государство.
Данной теме уделено должное внимание в научной литературе. В частности, следует отметить работы М.И. Байтина, С.А. Комарова, С.В. Клименко, Ю.М. Козлова, А.В. Малько, А.В. Мелехина, Н.И. Мутузова, В.Н. Хропанюк и др.
Объект исследования - категории «механизм государства», «органы государственной власти».
Предмет исследования - понятие и виды органов государственной власти.
Цель исследования - комплексное общетеоретическое исследование органов государственной власти как составной части механизма государства, определение их понятия, признаков и видов.
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
Методологической базой исследования является учебная и периодическая литература, в которой подвергнуты анализу различные аспекты структуры, организации и функционирования государственного механизма согласно теории разделения властей. Активно использовались сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический и другие методы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Механизм государства: понятие и виды
1.1.Понятие механизма государства
Государство как форма организации политической власти, реализуемой на территории, находящейся под его юрисдикцией, осуществляет свои задачи и функции, опираясь на определенный механизм.
Механизм, по мнению В.А. Четвернина, − «это всегда некая функциональная характеристика объекта. Поэтому термин «механизм» следует использовать не для структурного описания системы государственных органов, а для уяснения функциональной специфики различных частей (подсистем) и элементов государственного аппарата»1.
Точка зрения В.А. Четвернина представляется вполне обоснованной. Однако в юридической литературе имеет место утверждение, в соответствии с которым реализация функций государства происходит государственным аппаратом или механизмом государства, либо тем и другим сразу, поскольку между государственным аппаратом, государственным механизмом и механизмом государства нередко не проводят различия.
Государственный механизм − это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства2.
До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как тождественное термину «государственный аппарат». При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле.
Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения.
Сторонники широкого понимания государственного аппарата включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Так, по мнению М.Н. Марченко, «государственный механизм - это совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов»3.
В.В. Лазарев и Л.П. Рассказов считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.)»4.
Наряду с научными подходами, предполагающими отождествление понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат», в современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения, авторы которых обращают внимание прежде всего на этимологию данных понятий.
Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или хозяйства»5. Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого6. На основании этого утверждается, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства)7.
По мнению Н.А. Воробьевой, анализ таких подходов позволяет говорить о том, что их общим недостатком является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти, и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем, если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение названной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы подобный подход представляется односторонним и в силу этого не соответствующим потребностям современного теоретического государствоведения.
Н.А. Воробьева считает уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как следствие, различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм». Автор полагает, что структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах8.
Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле. Категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего, полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).
Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.
Во-первых, механизм (аппарат) государства − это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Основных законах государств.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства9.
1.2.Виды механизма государства и принципы его деятельности
Механизм государства - это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.
Государственный аппарат - сложное системное образование,
дифференцированное «по вертикали» и
«по горизонтали». В первом случае - это высшие федеральные органы
государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления. Во
втором - это органы власти национально-государственных;
национально-административных и административно-
Конституция Российской Федерации (статья 10)11 закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящихся к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п.«г» ч.1 ст.103); прокуратура Российской Федерации (п.«з» ч.1 ст.102, ст.129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России)12.
Как указывает А.В. Мелехин, не все государства воспринимают модель государственного аппарата с разделением властей на три ветви. Например, в Китае основным направлением совершенствования механизма государства, а с ним и всей политической системы, считается укрепление власти закона, повышение роли законодательных органов и сокращение административного вмешательства в экономические отношения. В КНР социалистическая модель в общественной жизни с учетом национальной специфики, как свидетельствуют экономические показатели, не препятствует стабильному развитию рыночных отношений и активной интеграции государства в систему международных экономических отношений.
Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования13.
Поскольку органы государства являются частью государственного механизма, важно выяснить принципы организации их деятельности − исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования государственных органов.
Информация о работе Понятие и виды органов государственной власти