Понятие и виды функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:17, реферат

Краткое описание

В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,
державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)
народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще
противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали
противоречия, отчужденность между государством и человеком.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая из интернета.docx

— 66.84 Кб (Скачать файл)

Введение

 

За многовековую историю  в России сложилось немало традиций, которые во многом

определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и

самобытность. Традиции —  это исторически сложившиеся, укоренившееся  в

обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные

установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой  социально-

культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное

время.

С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) — исторически

сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)

народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения  к поколению

проверенных жизнью фундаментальных  социальных ценностей, идей и взглядов.

Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные  традиции не

только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами  для настоящего и

будущего. Поэтому различные  перестройки, преобразования, реформы, проводимые

без их учета, малоперспективны.

В России наиболее важные отечественные  традиции — общинность, соборность,

державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,

приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)

народов России — сильное  централизованное государство, способное  обеспечить

необходимый порядок, целостность  общества, защитить страну от иноземных

нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность

защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще

противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали

противоречия, отчужденность  между государством и человеком.

Общественное мнение справедливо  считало государство политическим институтом,

объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир

в стране. Причем Российское государство исторически возникло и развивалось как

русское государство, национальным стержнем которого был русский народ.

Именно русский народ, всегда объединявший многонациональные народы страны,

был носителем традиции сильного, активно функционирующего государства. Именно

русский народ традиционно играл в истории Российского государства великую роль

объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепляющего государство фактора.

Правда, по мнению Н. Бердяева, двумя полюсами русской жизни всегда были

незрелость глухой провинции  и гнилость государственного центра. Последняя

особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что

это бросало тень на традиции державности и подтачивало основы российской

государственности.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он

выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости

носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном

произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

В Российском монархическом  государстве восточно-деспотического типа

уважительного отношения  к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и

условий для утверждения демократической законности. И все же свежие ветры

перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном

сознании набирала силу идея установления в России конституционно-

демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем

что она сопротивлялась его  введению. Следовательно, государственное

строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки  Петра I и

дети большевиков в  очередной раз решают проблему реорганизации

государственности и общественного  уклада страны, и, видимо, процесс этот

будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником

современной российской государственности  является Советский Союз.

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более  десяти лет назад

затронули все сферы жизни  общества и государства. Экономическая, социальная,

политическая составляющая общественной жизни в течение  очень короткого

периода времени были кардинально  преобразованы, начиная с теоретических  основ

и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых

теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос

касающейся роли государства, его места и роли в жизни  общества. Функции

государства и порядок  их реализации остаются дискуссионной  позиции, особенно

в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли

государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической

сфере постепенно отходит  на второй план. Учитывая специфику  Российского

общества, а  также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе

утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита  и Маршалла.

Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до

сих пор остается на пике актуальности, что и обусловило выбор  данной тематики

автором, но помимо общих  постулатов в работе серьезное место  будет отведено

роли правоохранительных органов – в том числе органов  внутренних дел. Таким

образом, основной целью  работы является анализ и характеристика функций

государства, а также их рассмотрение в контексте деятельности

правоохранительных органов. В рамках поставленной цели можно  выделить

следующие задачи:

-                     рассмотрение основных функций  государства, различные

теоретические подходы анализа  и классификации;

-                     анализ функций Российского государства,  их

исторического становления  в условиях переходного периода, основных проблем их

осуществления;

-                     характеристика деятельности органов  внутренних дел, их

роль и значение в реализации государственных функций

Структура работы построена  согласно поставленной цели и выделенным задачам.

Во введении отражается актуальность выбранной тематики, структура работы, ее

основные цели и задачи. В главе 1 раскрывается понятие функций  государства,

различные концепции, их виды и классификации. Вторая глава полностью

посвящается специфике осуществления  государственных функций в условиях

Российских реалий современности, раскрываемые путем анализа отдельных

положений. Вопросы, связанные  с ролью органов внутренних дел  рассматриваются

в третьей главе.

Данная тематика получила достаточно широкое отражение, как  в научной, так и

периодической литературе. Основным источником остаются нормативно-правовые акты

– Конституция РФ, процессуальные кодексы, положение о прохождении  службы в ОВД,

закон об ОРД. Что касается научной литературы, то особое внимание следует

уделить работам: Бережнова А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.,

1991.; Бутылина В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М.,

1995.; Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. - В

кн.: Политология: Курс лекций. М., 1993. С.150-171.; Воеводин Л.Д. Юридический

статус личности в России. М., 1997.; Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А.

Гражданин и власть. М., 1994.; Дюги Л. Общество, личность, государство. Спб.,

1904.; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном

праве. М., 1995.; Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.; Курицын

В.М. Права и свободы  в СССР. История и современность. М., 1990.; Мордовец А.С.

Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов,

1996.; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.; Общая

теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.; Политология: Курс

лекций. М., 1993.; Права человека в истории человечества и в  современном мире.

М., 1989.; Права человека: Учебник  для вузов. Под ред. Е.А.Лукашевой. М.,

1999.; Правовое государство,  личность, законодательство. М., 1997.; Ростовщиков

И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел по их

обеспечению и защите. М., 1997.; Энтин М.Л. Международные гарантии прав

человека. М., 1992.

Однако раскрытие данной тематики было бы неполным без изучения периодических

изданий, таких как «Российская  газета», «Экономика и жизнь», «Профиль»,

«Коммерсант», «Итоги» и  т.д.

Прежде чем начать описывать  особенности Российского государства, необходимо

дать теоретическую характеристику понятию функции государства, что  и будет

сделано в 1 главе.

    

     

Глава 1.  «Понятие и виды функций государства».

 

В  философии  под функциями  понимается внешнее проявление свойств  какого-либо

объекта в определенной системе  отношений. В юридической литературе нет

единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними

подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности

государства: его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и

социальный характер; социальное направление деятельности внутри или  вне

государства. Однако все  единодушно признают, что в функциях государства

выражаются его сущность и социальное назначение, цели и  задачи. Функции не

могут реализоваться внутри самой государственной организации: они

реализуются в воздействии  на общественные отношения.

Возникнув как продукт  общества, государство становится по отношению к нему

управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие

процессы, происходящие в  нем. Государство ни в коем случае не есть нечто

инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично. Это активное,

деятельное начало является способом его существования. Оно  задано самой

природой государства, его  сущностью. Государство есть организация власти

экономически господствующих политических сил. В этой связи представляет

интерес вопрос о степени  его активности.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства  возрастает вместе

с обострением социально-классовых  конфликтов, оно стремится предотвратить

назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до

военного подавления угнетенных классов.

С точки зрения влияния  на экономические отношения государство  играет двоякую

роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или

тормозит развитие новых  экономических отношений, вызревающих  в недрах

отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое

объективно прогрессивное  значение и стали препятствием для  развития

производительных сил  общества, то государство становится реакционной силой,

поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду

экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было

в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось

капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более

прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном

производстве.

Каждая функция государства  имеет предметно-политическую характеристику, ибо

ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие

средства им используются для достижения той или иной цели.

В юридической литературе существуют различные основания (критерии)

классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты

воздействия); по продолжительности  действия; по социальной значимости; по

правовым формам осуществления.

По сферам государственной  деятельности (объектам воздействия) общепринятым

считается деление функций  на внутренние и внешние. Первые связаны с

реализацией задач государства  внутри страны, а вторые - на

межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом  международно-правовых

отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня  функций

современного государства  с учетом их деления на внутренние и внешние.

Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и  охрану правового

порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую;

культурную; социальную; экологическую, а к внешним - поддержание мира и

мирного сосуществования; обеспечение  делового партнерства и сотрудничества;

защиту государственного суверенитета от внешних посягательств. 1

Н. Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства,

касающимся каждого члена общества, относит: охранительную; экономическую;

социальных услуг; обеспечения  и защиты граждан; культурно-воспитательную;

природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования

государства в мировом  сообществе, — защиту государства  от вооруженных нападений

других государств; поддержание  международных политических отношений

(дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьбу с

международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.

2

Определенный интерес  вызывает классификация функций  государства, предложенная

Л. А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что

Информация о работе Понятие и виды функций государства