Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:17, реферат
В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,
державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)
народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще
противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали
противоречия, отчужденность между государством и человеком.
Введение
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом
определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и
самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в
обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные
установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-
культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное
время.
С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) — исторически
сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)
народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению
проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов.
Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не
только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и
будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые
без их учета, малоперспективны.
В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,
державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)
народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще
противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали
противоречия, отчужденность между государством и человеком.
Общественное мнение справедливо
считало государство
объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир
в стране. Причем Российское
государство исторически
русское государство, национальным стержнем которого был русский народ.
Именно русский народ, всегда объединявший многонациональные народы страны,
был носителем традиции сильного, активно функционирующего государства. Именно
русский народ традиционно играл в истории Российского государства великую роль
объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепляющего государство фактора.
Правда, по мнению Н. Бердяева, двумя полюсами русской жизни всегда были
незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Последняя
особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что
это бросало тень на традиции державности и подтачивало основы российской
государственности.
Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он
выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости
носителя верховной власти,
его обожествлении и
произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.
В Российском монархическом
государстве восточно-
уважительного отношения к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и
условий для утверждения демократической законности. И все же свежие ветры
перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном
сознании набирала силу идея установления в России конституционно-
демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем
что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное
строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и
дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации
государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот
будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником
современной российской государственности является Советский Союз.
Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад
затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная,
политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого
периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ
и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых
теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос
касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества. Функции
государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции, особенно
в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли
государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической
сфере постепенно отходит на второй план. Учитывая специфику Российского
общества, а также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе
утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита и Маршалла.
Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до
сих пор остается на пике актуальности, что и обусловило выбор данной тематики
автором, но помимо общих постулатов в работе серьезное место будет отведено
роли правоохранительных органов – в том числе органов внутренних дел. Таким
образом, основной целью работы является анализ и характеристика функций
государства, а также их рассмотрение в контексте деятельности
правоохранительных органов. В рамках поставленной цели можно выделить
следующие задачи:
- рассмотрение основных функций государства, различные
теоретические подходы анализа и классификации;
-
анализ функций Российского
исторического становления в условиях переходного периода, основных проблем их
осуществления;
-
характеристика деятельности
роль и значение в реализации государственных функций
Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам.
Во введении отражается актуальность выбранной тематики, структура работы, ее
основные цели и задачи. В главе 1 раскрывается понятие функций государства,
различные концепции, их виды и классификации. Вторая глава полностью
посвящается специфике осуществления
государственных функций в
Российских реалий современности, раскрываемые путем анализа отдельных
положений. Вопросы, связанные с ролью органов внутренних дел рассматриваются
в третьей главе.
Данная тематика получила достаточно широкое отражение, как в научной, так и
периодической литературе. Основным источником остаются нормативно-правовые акты
– Конституция РФ, процессуальные кодексы, положение о прохождении службы в ОВД,
закон об ОРД. Что касается научной литературы, то особое внимание следует
уделить работам: Бережнова А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.,
1991.; Бутылина В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М.,
1995.; Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. - В
кн.: Политология: Курс лекций. М., 1993. С.150-171.; Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М., 1997.; Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А.
Гражданин и власть. М., 1994.; Дюги Л. Общество, личность, государство. Спб.,
1904.; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном
праве. М., 1995.; Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.; Курицын
В.М. Права и свободы в СССР. История и современность. М., 1990.; Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов,
1996.; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.; Общая
теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.; Политология: Курс
лекций. М., 1993.; Права человека в истории человечества и в современном мире.
М., 1989.; Права человека: Учебник для вузов. Под ред. Е.А.Лукашевой. М.,
1999.; Правовое государство, личность, законодательство. М., 1997.; Ростовщиков
И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел по их
обеспечению и защите. М., 1997.; Энтин М.Л. Международные гарантии прав
человека. М., 1992.
Однако раскрытие данной тематики было бы неполным без изучения периодических
изданий, таких как «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Профиль»,
«Коммерсант», «Итоги» и т.д.
Прежде чем начать описывать
особенности Российского
дать теоретическую
сделано в 1 главе.
Глава 1. «Понятие и виды функций государства».
В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо
объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет
единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними
подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности
государства: его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и
социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне
государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства
выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не
могут реализоваться внутри самой государственной организации: они
реализуются в воздействии на общественные отношения.
Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему
управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие
процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто
инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично. Это активное,
деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой
природой государства, его сущностью. Государство есть организация власти
экономически господствующих политических сил. В этой связи представляет
интерес вопрос о степени его активности.
В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает вместе
с обострением социально-
назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до
военного подавления угнетенных классов.
С точки зрения влияния
на экономические отношения
роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или
тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах
отживающих. Если господствующие
экономические отношения
объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития
производительных сил общества, то государство становится реакционной силой,
поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду
экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было
в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось
капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более
прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном
производстве.
Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо
ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие
средства им используются для достижения той или иной цели.
В юридической литературе существуют различные основания (критерии)
классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты
воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по
правовым формам осуществления.
По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым
считается деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с
реализацией задач государства внутри страны, а вторые - на
межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых
отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций
современного государства с учетом их деления на внутренние и внешние.
Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правового
порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую;
культурную; социальную; экологическую, а к внешним - поддержание мира и
мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
защиту государственного суверенитета от внешних посягательств. 1
Н. Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства,
касающимся каждого члена общества, относит: охранительную; экономическую;
социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную;
природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования
государства в мировом сообществе, — защиту государства от вооруженных нападений
других государств; поддержание международных политических отношений
(дипломатическая деятельность)
международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.
2
Определенный интерес вызывает классификация функций государства, предложенная
Л. А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что