Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:55, реферат
Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения [1 стр.13].
Проблему рационального
устройства государственной власти
и ее органов пытаются разрешать,
пожалуй, столько времени, сколько
существует государство как форма организации
общества. Наиболее широкое признание
получила и продолжает сохранять его вплоть
до настоящего времени идея, в соответствии
с которой основные направления (ветви)
государственной власти следовало бы
разделять и вверять “в разные руки”.
Это должно будет мешать узурпаторским
намерениям, а вместе с этим злоупотреблению
властью и произволу.
Чаще всего сторонники данной идеи (концепции)
придерживаются мнения, что государственная власть в целом
включает три направления (ветви):
Сферы
их реализации подлежат четкому разграничению. Они не должны быть помехой
друг другу. Разделение властей следовало
бы основывать прежде всего на их сотрудничестве,
которое, однако, сдерживало бы каждую
из них, ставило бы в определенные рамки
и балансировало.
Судебная власть —
одно из проявлений государственной власти
в целом. Следовательно, ее понятие
производно от общего понятия власти и
понятия государственной власти, в частности.
Общее определение власти тоже является весьма широким. В него нередко включают прежде всего способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т. п.
Другими словами, власть — это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они — действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели.
Более узким является понятие государственной власти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект — народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегируется то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т. е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ). Соответственно, властью государственной (политической) принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.
Еще уже понятие судебной власти. Это, как отмечено выше, одна
из ветвей государственной власти. Субъект судебной власти - суд, который обладает присущими
только ему возможностями и способностями
воздействия на поведение людей, а через
это — и на процессы, происходящие в обществе.
Судебная власть - возможность и способность
занимающего особое положение в государственном
аппарате органа (суда) воздействовать
на поведение людей и социальные процессы.
Понятию судебной власти свойственно два компонента:
Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.
Соотношение ветвей
Обобщенное знание полномочий судов (их “возможностей и способностей”) ориентирует относительно их роли и места в системе всех учреждений, реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкретным содержанием широко употребляемое, хотя и несколько упрощенное объяснение сути разделения властей:
законодатель — законодательствует, исполнительные органы — исполняют законы, а суды — судят.
Во всяком случае, один только приведенный выше перечень судебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой “суды судят” скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, которая в целом существенно отличается от того, что должны делать законодательные и исполнительные органы.
Круг судебных
полномочий говорит и о том, что
данная власть призвана выполнять важную
и ответственную социальную функцию, не
менее значимую, чем функции, выполняемые
другими ветвями власти. А это позволяет делать вывод также
оравнозначности, равноправности
и паритетности всех ветвей власти.
В современном мире четко просматривается
признание положения о том, что суды должны занять
свое место на вершине пирамиды правоохранительных
органов.
Признание высокой социальной значимости
судебной власти проявилось весьма недвусмысленно
и в восстановлении конституционного
контроля как одного из ее основных полномочий.
Это закреплено сначала в Конституции
РФ, а затем и в законах о Конституционном
Суде РФ 1991 и 1994 гг. Следующим шагом стало
предоставление всем судам возможности
проверять законность решений местных
представительных и всех исполнительных
органов.
Конституция РФ 1993 г. явилась логическим
завершением эволюции в данной области.
В ч. 2 ст. 46 говорится: “Решения и действия
(или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд”. Это
конституционное положение существенно
развито и дополнено другим: “Суд, установив
при рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного органа
закону, принимает решение в соответствии
с законом” (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Еще более детально конкретизирует такого
рода полномочия судов ч. 3 ст. 5 Закона
о судебной
системе, где сказано: “Суд, установив
при рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного органа,
а равно должностного лица Конституции
Российской Федерации, федеральному конституционному
закону, федеральному закону, общепризнанным
принципам и нормам международного права,
международному договору Российской Федерации,
конституции (уставу) субъекта Российской
Федерации, закону субъекта Российской
Федерации, принимает решение в соответствии
с правовыми положениями, имеющими наибольшую
юридическую силу”.
За сравнительно непродолжительное время, прошедшее после принятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широкого привлечения судов к контролю за действиями и решениями органов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших судебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь будут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в расширяющихся масштабах.
1. 1. Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения [1 стр.13].
Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов государственной деятельности:
1. Правоохранительная
деятельность осуществляется
2. Применяемые
в правоохранительной
3. Правоохранительная деятельность реализуется не в произвольной форме, а в установленном законом порядке и с соблюдением определенных процедур [1 стр.13].
4. Осуществление
правоохранительной
5. Правоохранительной
деятельности свойственна
К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор; расследование преступлений; защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи; охрана общественного порядка и другие [2 стр.5].
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность
Правоохранительные органы - это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке с применением в необходимых случаях юридических мер воздействия в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону [1 стр.16].
Органы выполняющие правоохранительную деятельность и их функции:
· Суд - правосудие;
· Прокуратура - прокурорский надзор;
· Органы предварительного расследования - выявление и расследование преступлений;
· Органы юстиции - организационное, материально - техническое обеспечение судов и управление в области юстиции и др.;
· Нотариат - совершение нотариальных действий.
Правоохранительной является и деятельность адвокатуры, ее также включают в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц. Основной правоохранительной функцией адвокатуры является оказание юридической помощи и защиты [1 стр.13, 17].
Ведущее место
в осуществлении
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации- конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены:
· Конституционный Суд Российской Федерации;
· Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем:
· установления судебной системы РФ Конституцией и этим Законом;
· соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;
· признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
· законодательного закрепления единства статуса судей;
· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.[6]
Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6).
ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО ЗВЕНА И СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ
Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.
С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья.Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.
Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:
– основное звено – районные суды;
– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:
– основное звено – гарнизонные военные суды;
– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды:
– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;
– среднее звено – окружные арбитражные суды;
– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.
Информация о работе Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности