Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:55, реферат
Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения [1 стр.13].
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Кассационное разбирательство о
Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
Законность– это принцип точного
и повсеместного исполнения всеми органами
государства, должностными лицами и гражданами
требований закона. Такое определение
этого универсального правового принципа
вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Правоприменитель
должен руководствоваться не духом закона,
а его буквой. Законность – важнейшее
проявление демократии, поскольку власть
народа реализуется в установленном и
надлежащем исполнении законов и иных
правовых актов.
Применительно к принципу законности
правосудия использование нормативной
правовой базы имеет свои особенности.
Во-первых, правосудие осуществляется
на основе Конституции и законов, т. е. актов,
принятых законодательными органами РФ
и ее субъектов. Подзаконные акты (указы
Президента, постановления Правительства,
акты других органов государственной
власти) применяются в пределах, установленных
законами, и если они им не противоречат.
Таким образом, главное назначение принципа
законности в том, чтобы обеспечить верховенство
(приоритет) федеральной Конституции и
федеральных законов по отношению ко всем
другим актам, процедуру самого судопроизводства
подчинить федеральным законам.
Во-вторых, при осуществлении правосудия
должны учитываться важные для оценки
правонарушения правила о действии закона
во времени.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его совершения
не признава-
' лось правонарушением. Если после совершения
правонарушения ответственность за него
устранена или смягчена, применяется новый
закон (ст. 54 Конституции РФ).
Принцип законности правосудия требует,
чтобы по каждому вынесенному судом приговору
и решению была ссылка на соответствующую
норму материального права и было мотивировано
ее применение с учетом обстоятельств
дела и характеристики его участников.
Принимая решение (приговор) по уголовному
делу, суды руководствуются нормами Уголовного
кодекса РФ, и никакие другие законы и
подзаконные акты не могут быть применены.
По гражданскому (арбитражному) делу, кроме
норм Гражданского (Арбитражного) кодекса
РФ, суды применяют нормы других отраслей
права (трудового, семейного, жилищного)
и используют подзаконные акты, если они
не противоречат закону.
В содержание принципа законности правосудия
входит и требование точного соблюдения
судами норм процессуального права. Здесь
следует иметь в виду два обстоятельства.
С одной стороны, только путем строгого
соблюдения правил судебной процедуры
всеми участниками судебного процесса
суд может успешно выполнять правоохранительную
функцию укрепления законности и правопорядка,
с другой – именно с помощью установленных
процедур суд получает объективные материалы
для применения соответствующей нормы
материального права и в итоге может вынести
законное и обоснованное решение.
Принцип законности правосудия – универсальный
принцип. Его широкое и разностороннее
содержание помогает формулировать и
определять отдельные стороны других
принципов правосудия. Соблюдение же всех
принципов правосудия в конечном итоге
будет свидетельствовать и о торжестве
законности в правосудии.
Принцип осуществления правосудия
только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ.
Этот принцип в той или иной формулировке
воспроизводится во многих законодательных
актах, регулирующих вопросы правосудия.
Суд является единственным органом, уполномоченным
осуществлять правосудие как особую функцию
государственной власти.
В соответствии с Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской
Федерации» правосудие осуществляется
Конституционным Судом РФ, Верховным Судом
РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными
судами республик в составе Российской
Федерации, судами краев, областей, городов
Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области, автономных округов,
районными судами, окружными военными
судами и гарнизонными военными судами,
а в системе арбитражных судов – окружными
и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных
федеральных судов, правосудие осуществляют
конституционные (уставные) суды и мировые
судьи субъектов РФ.
Упомянутый федеральный конституционный
закон предусматривает возможность создания
специализированных федеральных судов
с целью рассмотрения гражданских и административных
дел. Эти категории дел будут рассматриваться
по существу, т. е. в первой инстанции, а
принимаемые решения подлежат проверке
в установленном порядке в федеральных
судах второго звена.
Учреждение иных судов возможно только
путем внесения изменений в указанные
акты.
Акты правосудия (приговоры и иные судебные
решения) после вступления в законную
силу приобретают обязательную силу. Решения
суда могут изменить или отменить только
вышестоящие суды, круг которых четко
ограничен указанными выше законами.
Рассматривать и разрешать гражданские
и уголовные дела суд способен, если он
законен, компетентен и беспристрастен.
Существенное значение в обеспечении
перечисленных свойств на этом направлении
имеет определение законом состава суда
на основе единоличного и коллегиального
начал, который должен рассматривать конкретное
дело. Состав суда определяется федеральным
законом и зависит от инстанции, в которой
рассматривается дело.
Законодательством установлено положение,
в соответствии с которым каждое дело
должно быть рассмотрено одним и тем же
составом суда.
Содержание принципа «осуществление правосудия
только судом» включает осуществление
судебной деятельности во всех ее формах,
т. е. разрешение дел по существу в первой
инстанции, разбирательство в кассационной
(апелляционной) инстанции и в надзорном
порядке (в том числе и по вновь открывшимся
обстоятельствам).
Функционирование системы судебного контроля
– важная составляющая обеспечения правосудия
строго в рамках закона. Особая роль принадлежит
Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному
Суду рФ, которые обобщают судебную практику,
анализируют причины допускаемых нарушений
и дают судам необходимые разъяснения,
публикуя свои документы для широкого
использования в Бюллетене Верховного
Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда
РФ.
Некоторые совместные документы двух
высших судов уточняют вопросы распределения
полномочий по рассмотрению дел так, чтобы
во всех случаяхправосудие осуществлялось
только судом.
Конституционный
принцип независимости судейнаш
Суд относится к числу государственных
учреждений, деятельность которых часто
находится в поле зрения различных органов,
должностных и частных лиц. Проблема обеспечения
независимости судей связана с их взаимоотношениями
с другими государственными структурами,
хозяйственными и иными организациями,
должностными лицами и гражданами. Независимость
судей проявляется также и во внутрисудебных
отношениях с другими участниками процесса
и с вышестоящими судебными органами.
Судьи по закону обеспечиваются условиями
для беспрепятственного и эффективного
осуществления их прав и обязанностей,
реальными гарантиями независимости и
введением ответственности за незаконное
вмешательство в их деятельность.
Указанные положения относятся не только
к деятельности профессиональных судей,
но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению
правосудия: присяжным, народным и арбитражным
заседателям.
Сама формула подчинения судей «только
Конституции» имеет основополагающее
значение. Конституция РФ обладает высшей
юридической силой, является актом прямого
действия, и никакие другие правовые акты,
применяемые на территории страны, не
должны ей противоречить. Упомянутая формула
определяет некоторую специфическую сторону
деятельности судей, связанную с правом
судов, опираясь на Конституцию, контролировать
законность правовых актов, применяемых
при осуществлении правосудия.
Судьи вправе использовать положения
Конституции, когда конституционная норма
не требует дополнительной регламентации
и не содержит указания на возможность
ее применения при условии принятия федерального
закона.
Судам общей юрисдикции также предоставлено
право при рассмотрении конкретных дел
давать оценку легитимности законов субъектов
Федерации и в случае их неконституционности
признавать их недействующими, т. е. не
подлежащими применению, что влечет необходимость
приведения этого закона в соответствие
с федеральным законодательством.
Согласно Федеральному закону «О статусе
судей в Российской Федерации» судьи несменяемы;
судье гарантируется неприкосновенность
и предоставление материального и социального
обеспечения, соответствующего его высокому
статусу, также предусматривается ответственность
за незаконное вмешательство в их деятельность.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ
установлена повышенная уголовная ответственность:
за воспрепятствование осуществлению
правосудия (ст. 294); посягательство на
жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих
правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные
действия в связи с осуществлением правосудия
(ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету
в отношении судьи (ст. 298).
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА
Согласно Конституции
РФ разбирательство
дел во всех судах открытое.Слушание дела в закрытом
заседании допускается в случаях, предусмотренных
федеральным законом (п. 1 ст. 123). Конституционный
принцип означает, что, в отличие от деятельности
других государственных органов, во всех
судах судебной системы России (общей
юрисдикции, включая военные, и в арбитражных
судах) рассмотрение конкретных уголовных,
гражданских (арбитражных) и административных
дел происходит гласно, в открытых судебных
заседаниях. На судебные заседания допускаются
все граждане, а по уголовным делам – не
моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда
они являются обвиняемыми, потерпевшими
или свидетелями по делу.
Конституционный принцип гласности в
деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает
воспитательное значение судебных процессов,
с другой – свидетельствует о демократических
началах судопроизводства. В залах судебных
заседаний могут присутствовать и освещать
работу суда корреспонденты газет, радио,
телевидения и других средств массовой
информации. Размещение и использование
соответствующей радио– и телевизионной
аппаратуры допускается с разрешения
председательствующего в судебном заседании.
На судей возлагается обязанность обеспечить
для населения и представителей средств
массовой информации возможность присутствовать
при судебном разбирательстве дел.
В целях усиления воспитательной роли
правосудия практикуются различные способы
расширения гласности в деятельности
суда: организация выезд' ных процессов
на предприятиях, в учреждениях и организациях,
в отдельных поселках и других населенных
пунктах вне местонахождения суда. Не
запрещена и используется на практике
трансляция судебных процессов по радио
и телевидению.
В открытых судебных заседаниях гражданские,
уголовные и административные дела рассматриваются
не только в первой инстанции, но и в кассационном
(апелляционном) порядке. В исключительном
– надзорном – порядке суд приглашает
на заседание обвиняемых, потерпевших,
гражданских истцов и их представителей
лишь в случае, когда сочтет необходимым.
Закон, проводя в жизнь принцип гласности
деятельности суда, четко установил случаи,
когда может проводиться закрытое судебное
заседание.
В уголовном судопроизводстве это делается
в случаях, когда необходимо сохранить
государственную тайну, а также по делам
о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего
возраста, о половых и иных преступлениях
в целях предотвращения разглашения сведений
об интимных сторонах жизни участвующих
в деле лиц либо связанных с унижением
их достоинства. Заседание может быть
закрытым, если того требуют интересы
обеспечения безопасности участников
процесса, членов их семей и близких. В
частности, такая практика находит свое
применение по делам о террористической
деятельности.
В гражданском судопроизводстве процесс
может быть закрытым с целью неразглашения
факта усыновления, сохранения тайны переписки
и в некоторых других случаях, в арбитражном
судопроизводстве – дополнительно –
при удовлетворении судом ходатайства
участвующих в деле лиц, ссылающихся на
необходимость сохранения коммерческой
тайны.
Приговор и решение суда во всех случаях
провозглашается публично.
Информация о работе Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности