Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что Российская Федерация в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. В настоящее время система государственной поддержки предпринимательства стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в ГК РФ и иных законодательных актах. В последние годы произошли изменения также в информационной поддержке российского предпринимательства, формирования его инфраструктуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….7
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности………..7
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………14
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………....19
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ……………………………………………………………28
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..28
2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…………………….34
2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности…………………………………….…… 43
2.4 Понятие лицензирования предпринимательской деятельности……….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готов.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, конституционное закрепление права на предпринимательство (также же как, скажем, и права частной собственности) не должно мешать его рассмотрению как гражданского субъективного, принадлежащего конкретному субъекту гражданского права при определенных условиях (предпосылках). При этом методологически неверно трактовать эти предпосылки как признаки самой предпринимательской деятельности.

К числу предпосылок возникновения субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности, действующее гражданское законодательство относит, как правило, государственную регистрацию гражданина - в качестве индивидуального предпринимателя, а организации - в качестве юридического лица (ст.ст.2, 23, 51 ГК РФ). В порядке исключения – разрешение (лицензирование) отдельного вида предпринимательской деятельности (ст.49 ГК РФ).

С государственной регистрацией закон связывает возникновение гражданской правосубъектности организаций как юридических лиц. (п. 2 ст.51 ГК РФ), а также предпринимательскую правосубъектность гражданина. Исключением являются учреждения представительной и исполнительной власти, суда и прокуратуры, которые не нуждаются в легитимации ввиду публичности своего правового статуса. К числу организаций, не нуждающихся в регистрации закон отнес также государственную корпорацию, создаваемую на основании федерального закона о конкретной корпорации (ст.7.1 Федеральный закона "О некоммерческих организациях", с доп. внесен. Федеральным законом от 08.07.99 г. № 140-ФЗ). [16, с. 2].

Следует учитывать существующие в законодательстве запреты на регистрацию, адресованные отдельным группам лиц. Так, ст.166 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" запрещает регистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя в течение года после его банкротства. [9, с.32].

Наличие запрета не влияет на возможность физического лица образовать лицо юридическое и через него осуществлять предпринимательскую деятельность. Надо полагать, что конституционное право личности указанным запретом не затрагивается; ограничение касается субъективного гражданского права на конкретную предпринимательскую деятельность (ее форму) [64, с. 111].

 

 

1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности

 

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. [58, с. 116].

Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

а) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"; [13].

б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах" и др.; [14].

в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.; [17]. [18].

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности и др.; [19].

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др. [12].

Подзаконные акты. В первую очередь это указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ), например, Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" и др. [36].

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов.

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, и отчетности, статистической отчетности, налогообложения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Суда РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление от 29 сентября 1994 г. № 7 "О Практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" от 06.02.2007 № 6. [36].

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". [10].

Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

В современной теории права выражение "источник права" чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.

Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).

Нормативный правовой акт — основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.

Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего, следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор. В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений. [35, с. 46].

Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор — это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.

Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор. [63, с. 156].

Положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм) соответствующего публичного договора.

В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий — "публичного договора" и "публичной оферты". Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).

Публичный договор представляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.

Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора. [44, с. 85].

И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права. Правовой обычай — это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.

Информация о работе Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности