Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что Российская Федерация в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. В настоящее время система государственной поддержки предпринимательства стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в ГК РФ и иных законодательных актах. В последние годы произошли изменения также в информационной поддержке российского предпринимательства, формирования его инфраструктуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….7
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности………..7
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………14
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………....19
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ……………………………………………………………28
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..28
2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…………………….34
2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности…………………………………….…… 43
2.4 Понятие лицензирования предпринимательской деятельности……….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готов.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

б) фамилия, имя и отчество (если имеется), место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

г) лицензируемый вид деятельности;

д) адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

е) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа. [72, с. 33].

Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня получения уведомления и прилагаемых к нему документов переоформляет документ, подтверждающий наличие лицензии, в порядке, установленном Законом о лицензировании, и вносит изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Согласно статье 8 Закона о лицензировании срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. При этом соискатель лицензии не вправе требовать предоставления лицензии менее чем на пять лет, так как это будет противоречить статье 8 Закона о лицензировании. Например, пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 года №174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" установлено, что лицензия на осуществление деятельности по инженерным изысканиям для строительства выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок. Представляется, что такая формулировка противоречит Закону о лицензировании и не должна применяться.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии в соответствии со статьей 8 Закона о лицензировании.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о лицензировании, выданные до вступления в силу Федерального закона № 80-ФЗ действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии) (Постановление Правительства №45). [34].

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Понятие "лицензирование" включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но действия по контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также действия, связанные с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С каждым годом всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим все более необходимой становится потребность в административно - правовом регулировании. Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отечественный законодатель, как следует из ст. 2 Гражданского кодекса РФ исходит из того, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в таком качестве органами юстиции. Государственная регистрация преследует следующие цели: проверка законности создания организаций; проведение налогообложения; осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью и получение информации о хозяйствующих субъектах. На основании актов проводимой регистрации формируется государственный реестр предприятий, представляющий собой списки, содержащие основные сведения о действующих, вновь созданных, реорганизованных предприятий всех организационно-правовых форм на территории Российской Федерации.

Подлежат регистрации и права предпринимателей, в частности право на осуществление того или иного вида деятельности. Основным нормативным актом, содержащим основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности, является Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". До принятия Закона, решения о лицензировании принимались указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. И, хотя данная политика выглядела совершенно оправданной с точки зрения оперативного управления экономикой, практика противоречила требованиям законодательства (в частности, части третьей п.1 и п. 2 ст. 49 ГК РФ), так как указы и постановления являются подзаконными актами, уступая по юридической силе федеральному закону.

Закон провозглашает основные принципы осуществления лицензирования: защита прав и свобод, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства; обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; утверждения единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования в РФ; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Таким образом, в этой деятельности различаются два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

Применительно к лицензированию одним из наиболее важных является вопрос об основаниях признания того или иного вида деятельности подлежащим лицензированию. В Законе о лицензировании критерием, в частности, являются возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также если регулирование соответствующей деятельности не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. Представляется, что такие признаки не являются достаточными, так как, если по отношению к первому из них возможна дальнейшая конкретизация посредством указания на конкретные виды деятельности, то второй выглядит недоказуемым в принципе. Отсюда, не совсем обоснованным выглядит лицензирование отдельных видов деятельности, например, реставрационной и издательской. Проще было бы предоставить возможность оценивать качество полиграфии и реставрационных работ потребителям и заказчикам соответственно. Поэтому, в качестве основного критерия для признания того или иного вида деятельности лицензируемым, следует рассматривать наличие в отношении него государственного (публичного) интереса. Причины такого интереса могут быть следующими: деятельность вовлекает неограниченный круг участников (банковская деятельность, инвестиционная, производственная); такая деятельность является высокодоходной и подлежит повышенному налогообложению (производство и продажа алкогольной продукции, индустрия развлечений); деятельность представляет повышенную опасность, в том числе и для лиц, не участвующих в ее осуществлении (взрывные работы и т.д.).

В системе лицензирования можно выделить два вида лицензионных объектов: собственно хозяйственная деятельность, которая носит длящийся характер и прямо не ограничена количественными критериями (перевозка, строительство); отдельные хозяйственные операции, имеющие количественные признаки и являющиеся однократными (перевод капитала из РФ, экспорт и импорт сырья, лов рыбы и т.д.). Соответственно, по-разному следует формулировать цели правового регулирования, порядок осуществления контроля за той или иной деятельностью. Так, применительно к первой группе основной целью является стратегическое обеспечение публичных интересов, то в отношении второй группы цели имеют скорее тактический характер и могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка и потребностей государства.

Лицензирование хозяйственной деятельности предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных условий. Надзор осуществляется государственными контрольными органами и лицензирующими органами в пределах их компетенции. При выявлении нарушений лицензионных требований и условий, лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии, а в особых случаях (при грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований) - аннулировать ее.

Существуют проблемы и в плане ответственности за правонарушения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности. Законодателю необходимо больше внимания уделить формированию общих правил об ответственности в данной области. Формирование соответствующих институтов требует разрешения ряда вопросов. Во-первых, следует уяснить соотношение лицензирования и государственной регистрации предпринимателей и юридических лиц. Принято считать обоснованным мнение о том, что лицензирование должно приравниваться к государственной регистрации по последствиям ее несоблюдения. Особо следует отметить, что осуществление деятельности без соответствующей лицензии предполагает применение к юридическому лицу различных санкций. Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными. Не исключается также применение мер административной и уголовной ответственности за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования.

Несомненно, деятельность, осуществляемая без лицензии, должна быть прекращена, а все доходы от нее - взысканы в доход государства. Но при этом не совсем оправданно ставить вопрос о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта в целом, поскольку он может осуществлять и иные виды деятельности. Что касается наступления мер гражданско-правовой ответственности, то достаточно очевидно, что все сделки должны быть признаны недействительными с последующим возмещением ущерба в случае добросовестного поведения контрагента.

Существует и проблема ответственности предпринимателя и контролирующего органа в процессе осуществления лицензионного предпринимательства. Она заключается в том, что по некоторым видам деятельности федеральными и территориальными нормативными актами установлены разные меры воздействия на правонарушителя в сфере предпринимательской деятельности - от штрафов до уголовного наказания. Кроме того, законодательство не предусматривает ответственность должностных лиц органов государственного контроля и не регламентирует возможности их вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, лицензирование - это правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов предпринимателей и юридических лиц с публичными интересами государства и общества в целом. Возникающие при лицензировании отношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием от 12.12.1993 г. (с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // №7, 21.01.2009.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №137-ФЗ Российская газета 20.11.2002 № 220 (последние изменения внесены от 9 февраля 2009 г. N 7-ФЗ).
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002, № 95-ФЗ Российская газета от 27.07.2002 г. N 137 (ред. от 30.04.2010).
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 13.12.2001 № 195-ФЗ. (ред. от 17.06.2010).
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ \\ "Российская газета" № 148-149, 06.08.1998 (ред. от 09.03.2010).
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ \\ "Российская газета" № 106, 03.06.2003. (ред. от 28.11.2009).
  8. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" \\ "Российская газета", № 253, 17.12.2003. (ред. от 22.07.2008)
  9. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Российская газета N 209-210, 02.11.2002.(ред. от 27.12.2009).
  10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" \\ "Российская газета" № 202, 08.10.2003. (ред. от 05.04.2010)
  11. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" № 294 – ФЗ (ред. от 26.12.2008).
  12. Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128 –ФЗ \\ "Российская газета " № 153-154, 10.08.2001 (ред. от 21.07.2010).
  13. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" \\ "Российская газета", № 79, 25.04.1996. (ред. от 27.12.2009)
  14. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"\\ "Российская газета", № 248, 29.12.1995, (ред. от 27.12.2009)
  15. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" \\ "Российская газета" № 153-154, 10.08.2001 (ред. от 19.05.2010).
  16. Федеральный закон "О некоммерческих организациях", от 12.01.1996 N 7-ФЗ \\ "Российская газета" № 14, 24.01.1996. (ред. от 19.05.2010).
  17. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (ред. от 29.06.2010).
  18. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" \\ "Российская газета" № 51, 15.03.2006, (ред. от 27.12.2009).
  19. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" \\ "Российская газета", № 27, 10.02.1996. (ред. от 15.02.2010).
  20. Федеральный закон от 23.06.2003 № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" \\"Российская газета", № 122, 25.06.2003.
  21. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" \\ "Российская газета", № 6, 12.01.2002, (ред. от 27.12.2009).
  22. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" \\ "Российская газета", № 245, 31.12.2002, (ред. от 30.12.2009)
  23. Федеральный Закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" \\ "Российская газета", № 140, 02.07.2008,
  24. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" \\ "Российская газета", № 153-154, 10.08.2001 (ред. от 19.05.2010).
  25. Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" \\ "Российская газета", № 118, 25.06.1998, (ред. от 18.12.2006)
  26. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" \\ "Российская газета" № 245, 23.12.1997. (ред. от 29.01.2010).
  27. Федеральный Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания в пределах Российской Федерации" // Ведомости РФ, 1993, № 32, ст. 1227/
  28. Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" \\ "Российская газета", № 7, 13.01.1996.ред. (от 20.08.2004).
  29. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ) // Российская газета. 1995. 27 июля.
  30. Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" \\ "Российская газета", N 151, 14.08.2009 (ред. от 30.12.2009).
  31. Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" \\ "Российская газета", № 152, 14.07.2006 (ред. от 21.04.2010).
  32. Постановление Правительства РФ от 19.07.2007 № 455 "О внесении изменений в Положение о лицензировании производства лекарственных средств и в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" \\ "Российская газета", № 159, 25.07.2007.
  33. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" \\ "Российская газета", № 89, 22.05.2002 ред. от 16.09.2003.
  34. Постановление от 29 сентября 1994 г. № 7 "О Практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" от 06.02.2007 № 6.
  35. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" от 15.06.2009 № 486.
  36. Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" \\ "Российская газета", № 105, 17.05.2008.
  37. Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением правительства российской Федерации от 06.07.2006 №416.
  38. Приказ Минфина от 13.01.2000 № 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
  39. Приказ Минздрава РФ от 27.10.2000 N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.2000 № 2438).
  40. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.
  41. Письмо Росздравнадзора от 06.10.2006 N 01И-788/06 "О лицензировании"
  42. Письмо Росздравнадзора от 06.10.2006 N 01И-787/06 "О лицензировании"

Информация о работе Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности