Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:06, реферат
Для выполнения поставленных задач в работе использована учебная и научная литература, статьи из периодических изданий, а также нормативно-правовые акты действующего законодательства для подтверждения теории ее практическим проявлением.
На сегодняшний день существует множество литературы разных времен, в которой представлено большое количество мнений на поставленную в работе проблему. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы и ставит еще одну задачу: представить различные точки зрения по поводу понимания нормы права и попробовать систематизировать и синтезировать их в наиболее общую и полную характеристику нормы права.
Г.О. Петрова считает, что нормы уголовного права состоят из четырех элементов, к известным нам трем добавляются субъекты права, она их определяет как общество, правоохранительные органы, преступников и потерпевших.12Однако, учитывая неперсонифицированность норм права вряд ли стоит выделять субъект права как элемент структуры правовой нормы, все же это категория правоотношения.
М.М.Агарков выделяет шесть элементов нормы права: гипотеза – диспозиция – гипотеза(нарушенная диспозиция) – диспозиция(изменение содержания первой диспозиции) – санкция(принудительное осуществление первой диспозиции) – санкция(принудительно осуществление второй диспозиции).13 Во-первых, такая схема может быть верна лишь в случае нарушения нормы права и если допустить, что элементы такой структуры находятся в разных статьях или разных нормативных правовых актах. Но все равно она очень громоздкая и в реальной жизни не находит своего выражения.
Из всего можно сделать вывод, что все же двучастная структура нормы права имеет больше оснований, чтобы быть признанной за основную, но стоит отметить, что и очень логично обоснование одночастной структуры.
Теперь же следует привести классификации трех элементов структуры нормы права.
По количеству условий гипотезы делят на простые(с одним условием) и сложные(больше одного условия). Сложные гипотезы в свою очередь делятся на множественные(должны соблюдаться несколько условий), комбинированные и альтернативные(связывают действие нормы права с одним из нескольких перечисленных условий).
По степени определенности гипотезы бывают
абсолютно-определенными(
По степени конкретизации выделяют казуистичные(устанавливают частные, специальные условия действия нормы права) и абстрактные(определяют условия действия норм общими родовыми признаками) гипотезы.14
Диспозиции по своему юридическому содержанию могут быть управомочивающими(
По способу правового регулирования можно выделить дозволяющие(разрешающие совершение какого-либо действия), обязывающие(возлагающие обязанность на совершение действия) и запрещающие(не разрешающие совершение какого-либо действия) диспозиции.
Санкции можно подразделить как и гипотезы
по степени определенности на абсолютно-определенные(есть
четкое указание на четкую меру воздействия
на нарушителя), относительно-определенные(
Также санкции можно классифицировать по мерам воздействия
на штрафные(в уголовном праве - карательные;
они предполагают лишение правонарушителя
определенных благ) и правовосстановительные(
Нормы права очень разнообразны по своему характеру и содержанию, поэтому для их классификации используют множество различных критериев. Стоит также отметить, что каждый ученый предлагает свои критерии классификации, поэтому есть общепризнанные деления норм права, а есть субъективные. Условность деления норм права обусловлена тем, что нормы права не выдерживают проверки на чистоту признака, по которому было произведено деление.
Во-первых, правовые нормы в зависимости от их роли в механизме правового регулирования делятся на нормы-правила поведения и исходные нормы, которые определяют цели, задачи, закрепляют правовые категории и понятия. В основном нормы права являются нормами-правилами поведения, но, например, в главе 1 Конституции РФ большинство норм являются исходными.15 По этому же критерию проф. В.В. Лазарев и С.В. Липень предлагают альтернативное деление норм права на типичные (являющиеся правилами поведения) и нетипичные (содержащие положения, обеспечивающие действие типичных норм права).16
Во-вторых, нормы права делятся по отраслям в зависимости от предмета правового регулирования. Соответственно можно выделить уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, трудовые, экологические и т.п.
В-третьих, в зависимости от характера регулируемых отношений они делятся на материальные нормы и процессуальные. Материальные (например, нормы УК РФ) воздействуют на общественные отношения прямым, непосредственным регулированием их, а процессуальные (например, нормы УПК РФ) закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.
Также нормы права делятся по методу правового регулирования на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. Императивные нормы – это строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки и не предоставляющие субъекту права выбора поведения (ч.2 ст. 63 СК РФ, «2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.»). Диспозитивные нормы предоставляют субъектам право выбора поведения в рамках закона (ст. 14 ГК РФ, «Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.»). Поощрительные нормы содержат в себе предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезные, с его точки зрения, действия субъектов (ст.191 ТК РФ, «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)».) Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного поведения, но при этом они не обязывают совершать или не совершать конкретные действия (ч.18 ст. 28 ФЗ «Об образовании», «утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников»).
По способу правового регулирования нормы бывают обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Обязывающие предписывают определенные действия (ст. 57 Конституции РФ, «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».). Управомочивающие предоставляют определенные права или возможность совершать положительные действия (ч.2 ст.43 Конституции РФ, «Каждый имеет право на образование»). Запрещающие нормы, соответственно, не разрешают совершения определенных действий (ч.1 ст.575 ГК РФ, «Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей»).
По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные содержат предписания, которые устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений (ст. 21 ТК РФ Основные права и обязанности работников). Охранительные же нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека , они предусматривают меру юридического воздействия на правонарушителя (ст.106 УК РФ, «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.»).
По времени действия нормы можно подразделить на постоянные и временные. Чаще всего принимаются нормы без указания срока действия, т.е. до отмены их другим актом. К числу временных можно отнести «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ, пункт 6 абз.2: «До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.».
По кругу лиц правовые нормы делятся на общие и специальные. «Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания»17 Проф. Н.И.Матузов и А.В. Малько называют их общераспространенными и специально распространенными18. Общие нормы распространяются на всех находящихся на территории данного государства (Конституция РФ, ГК РФ), а специальные – только на определенный круг лиц (ФЗ «О статусе военнослужащих», Указ Президента «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров»).
Также по юридической силе различают нормы законов и нормы подзаконных актов, иногда в эту же группу включают локальные нормы, что является, на мой взгляд, неверным, т.к. они входят в группу подзаконных актов. В свою очередь нормы законов на основе этого же критерия делятся на нормы конституционных и текущих (обычных) законов.
По территориальным масштабам действия
нормы делятся на федеральные, нормы субъектов,
муниципальные и локальные. Соответственно они действуют на территории
всего государства, субъектов государства,
более мелких административно-
По степени детализации есть абстрактные и казуистичные нормы. Абстрактные действуют при любых обстоятельствах (ст.28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.». Казуистичные же действуют в каких-либо определенных случаях (ст.107 УК РФ, Убийство, совершенное в состоянии аффекта).
В зависимости от механизма правореализации выделяют нормы постоянного действия и дискретного. Первые регулируют общественные отношения, функционирующие постоянно в течение длительного времени (например, связанные с деятельностью должностных лиц), а вторые – возникающие в зависимости от наличия тех или иных юридических фактов, волеизъявления людей (так наказание может последовать только при наличии факта правонарушения). Фактически эта классификация дублирует предыдущую по степени детализации.19
В зависимости от субъектов правотворчества выделяются нормы, принятые государственными (законодательными и исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме или органами местного самоуправления).
Ю.А.Тихомиров приводит классификацию норм в зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения20, подобная классификация приведена и в учебнике проф. В.В. Лазарева и С.В. Липеня (прим.: далее указаны в скобках). Таким образом они делятся на 1)нормы-принципы (общезакрепительные), 2)нормы-дефиниции (дефинитивные), 3)нормы-цели (декларативные), 4)нормы-расчеты. 1) Закрепляют установочные положения, лежащие в основе организации и деятельности государственных органов и других субъектов права (нормы в законах о Конституционном Суде или Высшем Арбитражном Суде РФ). 2) В них закрепляются определенные понятия (ч.1 ст.14 УК РФ, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.»). 3) Закрепляют цели и задачи, на которые должна быть направлена деятельность государства и его органов (ч.2 ст.40 Конституции РФ, «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.»). 4) Содержат в себе количественные и качественные показатели деятельности госорганов или организаций.
Помимо этого нормы права можно разделять в зависимости от их принадлежности у публичному или частному праву. Нормы публичного права регулируют отношения между субъектами, одним из которых выступает государство как властная сторона, а нормы частного права, регулирующие имущественные и неимущественные отношения.
Часто выделяют группу специализированных норм (у В.В. Лазарева и С.В. Липеня называются нетипичными). Они делятся на оперативные, которые определяют время и порядок вступления нормативно-правового акта, пролонгируют его действие, распространяют его действие на новые общественные отношения или отменяют его, и коллизионные, устанавливающие порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм.21
По сфере действия выделяют нормы внешнего действия и внутреннего, что определяется в том случае, если их действие распространяется или не распространяется за рамками органа, ведомства, организации, предприятия, принявшего эту норму.22
В зависимости от специфики объекта регулируемых правоотношений можно выделить социальные и технико-юридические правовые нормы (регулирующих правила обращения с техническими устройствами, правила поведения в отношении различных природных объектах).
Очень часто приводят классификацию норм права в зависимости от характера их структурных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Однако, я считаю, что такое деление не отражает сущности нормы права, к тому же не позволяет точно определить вид нормы права из-за разнообразия видов их элементов и того, что в каждой норме права, как мы выяснили, содержится два элемента.
Таким образом, приведя основные классификации норм права, можно говорить об их разнообразии. Конечно, классификаций гораздо больше, подсчитать их очень сложно из-за большого количества ученых, затрагивающих эту проблему. Соответственно, привести здесь все невозможно, да и не столь необходимо, т.к. они отличаются большой степенью субъективности, а целью данной работы было дать общую характеристику норм права.
Нормы права получают непосредственное заключение в статьях нормативных правовых актов. Стоит заметить, что иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают, так как в статье могут быть изложены сразу несколько норм или какой-либо элемент логической структуры находится совершенно в другой статье или другом нормативном правовом акте. В данном случае говорится о внутренней (логической структуре) и внешней (статьи нормативных правовых актов) формах норм права.