Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:46, курсовая работа
Изучение правовых норм, их структуры и видов, способов образования и реализации имеет в первую очередь практическую значимость, так как каждый человек сталкивается с ними в повседневной жизни. И ясное представление о правовых нормах - элементарных составляющих права позволит легче и быстрее разобраться в сложной системе права и эффективно использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. Представляет интерес изучение содержания норм права, взаимосвязей их внутренних структурных элементов также в связи с неоднозначностью подходов и мнений, которые описаны в специальной юридической литературе. Поэтому в этой работе я попытаюсь наиболее полно изложить общие взгляды и индивидуальные точки зрения различных ученых-юристов на вопросы, касающиеся норм права, обобщить, систематизировать и провести их сравнительный анализ, а также высказать свое собственное мнение.
ВВЕДЕНИЕ 2
Гл. 1. Понятие и признаки нормы права 4
Гл. 2. Структура нормы права. 9
Гл. 3. Виды норм права. 31
Заключение. 40
Список использованной литературы: 42
При выявлении противоречия между нормами, установленными на разных законодательных уровнях, применяются определения норм, содержащиеся в нормативных актах Российской Федерации, которые имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах субъектов Федерации.
«Во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определения законов.
Последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие.»54
12.По степени специализации
13. Особо стоит остановиться на рассмотрении специальных или специализированных норм.
Такие нормы выделяют А.В. Поляков55, авторские коллективы под руководством В.В. Лазарева56 и С.С.Алексеева57.
Нормы-принципы (учредительные нормы) – это нормы, закрепляющие основные, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Таковы многие конституционные нормы.
Декларативные нормы - это положения программного характера, которые определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и содержат нормативные объявления.
Дефинитивные нормы содержат определения каких-либо юридических понятий.
Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т.д.
Коллизионные нормы направлены на разрешение правовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств.
Другую позицию высказывают А.Б.Венгеров58 и авторский коллектив под руководством М.Н. Марченко59. Они утверждают, что при подобных разделениях происходит смешение элементов нормы с самой нормой, что для такого деления нет объективных оснований, если исходить из того, что сущность права состоит в регулировании поведения людей и их отношений. Так называемые нормы-принципы, дефинитивные и иные нормы представляют собой нормативные предписания высокого уровня обобщения, вынесенные за скобки многих правовых норм-правил поведения, но обретающие действенность и юридическую силу лишь в составе каждой из них. Кроме того, к нормам-принципам, нормам-определениям и т.д. иногда относят содержащиеся в законах и других нормативных актах декларативные, программные, социально-политические, нравственные положения, призванные обосновать и поддержать авторитет права, но не содержащие юридических норм; соответственно, они не могут рассматриваться как разновидности норм права. Что касается предложенного некоторыми авторами деления норм на дефинитивные, описательные, ссылочные и т.п., то это классификация не правовых норм, а статей нормативных актов.
Мое мнение относительно специализированных норм близко к позиции второй группы авторов по следующим причинам. Во-первых, как было изначально показано, что норма права – это правило поведения человека или группы лиц. Таким образом, если в правовых положениях не изложена какая-либо модель поведения, следовательно, нельзя говорить о наличии полноценной правовой нормы. Во-вторых, если рассмотреть более внимательно отдельные специализированные нормы во взаимосвязи с другими правовыми нормами, то будет очевидно, что они являются составными частями последних, а не выступают в качестве независимых, самодостаточных норм права, с помощью которых возможно регулирование общественных отношений.
Остановимся на дефинициях.
В разных пунктах Правил дорожного движения изложены определение и правило:
"Остановка" - преднамеренное
прекращение движения
Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре. (12.1. ПДД РФ).
Можно изложить одно в составе другого:
Остановка, означающая преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.
Обратим внимание на случаи, касающиеся момента вступления в силу или отмены правовых актов или их отдельных частей.
Рассмотрим изложенные правовые положения в самом Постановлении Правительства РФ от 10.05.2010 №316 "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090" и в утвержденных им изменениях:
«2. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.»
«9) пункт 9.2 изложить в следующей редакции:
"9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой." »
Можно было бы изложить их в следующем виде:
«9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается с 20.11.2010 года выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой."
Таким образом, дефиниции, указания на сроки изменения действия правовых норм можно «растворить» в гипотезе, диспозиции или санкции правовой нормы, без ущерба для содержания. Их отдельное расположение в нормативно-правовых актах осуществляется лишь с целью удобства применения, без оказания влияния на содержание самого правила поведения.
Мне представляется, что коллизионные, учредительные и декларативные правоположения также возможно ввести в состав одного из элементов правовой нормы без искажения содержания нормы права. При этом, совместное их прочтение может облегчить понимание смысла регулируемых общественных отношений.
Заключение
Нормы права, являясь исходными, основополагающими элементами построения правовой системы государства и механизма правового регулирования, выступают как набор предписаний, моделей поведения в правовых отношениях, и оказывают активное воздействие на сознание, волю и поведение людей. В них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания, поэтому знания о структуре правовой нормы, внутренних взаимосвязях ее элементов, выполняемых функциях и разновидностях норм права важны не только начинающему юристу, но и обычному человеку, не связанному с юриспруденцией, так как человеческая деятельность постоянно сопровождается и регулируется установленными государством различными правилами, и нужно уметь самостоятельно разбираться в огромном количестве юридических предписаний и грамотно их применять.
Следует отметить, что конструкции правовых моделей поведения, изложенные в действующем законодательстве, во многих случаях отличаются от научного представления о классической структуре нормы права. Вероятно, законодатель при создании новых правовых актов и формировании текстов правил ориентируется в первую очередь на большинство людей, не имеющих юридического образования и всесторонних знаний о норме права, поэтому преподносит их в упрощённом виде, делает доступным заложенный в документах смысл, пытается довести до сознания людей то, что от них требуется. Но с другой стороны, такое изложение создает определенные трудности при соотнесении того или иного содержащегося в нормативно-правовом акте правоположения с элементами классической структуры нормы.
В ходе анализа различных точек зрения авторов учебных юридических пособий относительно нормы права, можно сделать вывод, что профессиональные юристы, ученые, педагоги и практики, порой не могут придти к единообразному пониманию отдельных моментов, касающихся структуры правовой нормы, ее составных элементов и их соответствующих положении в многообразии правовых положений и актов. Конечно, наличие противоположных точек зрения является движущей силой развития и прогресса научной мысли, в том числе и в правовых науках, но нельзя также упускать из виду необходимость направления научные усилий на формирование единообразного понимания основополагающих элементов системы права, на создание теоретической базы для эффективного законотворчества, которые бы позволили оптимизировать законодательство, сделав его понятным, простым, действенным и без правовых пробелов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
3. Кодекс Российской Федерации
об административных
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
6. Постановление Правительства
РФ от 10.05.2010 №316 "О внесении
изменений в Постановление
7. Постановление Правительства
РФ от 24.01.2001 №67 "О внесении
изменений и дополнений в
8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 17.12.2013 г.) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
9. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
Научная литература:
10. Алексеев С.С. Частное право. – М.: Статут, 1999. - 137 с.
11. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. - 640 с.
12.Большой юридический
13.Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. –М.: Юридическая литература, 1976. - 213 с.
14. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.
15. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 464 с.
16. Общая теория права. Курс лекций
/ Под общей редакцией
17. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
18. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240 с.
19. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова – М.: Издательская группа Норма – ИНФРА, 1998. - 570 с.
20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - 397 с.
21. Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: НОРМА, 1998 г. - 457 с.
22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М.: ИНТЕРСТИЛЬ, 1998. - 944 с.
Статьи:
23. Липинский Д.А. Позитивная юридическая ответственность и поощрительные санкции: проблемы взаимосвязи. // Право и политика. - М.: - 2008. - № 1. – С. 19-26.
24. Малько А. В. Поощрение как правовое средство //Правоведение. -1996. - № 3. – С.26-36.
25. Мусаткина А.А. Поощрительные финансово-правовые санкции // Современное право. - М.: Новый Индекс. - 2005. - № 5. – С.65-68.
Электронные ресурсы
26. Поляков А.В. Введение в общую теорию государства и права. Курс лекций. - СПб.: Юриспруденция. Электронное издание, 2000. - 140 с.
27. Постановление
1 Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: НОРМА, 1998 г. – С. 232.