Понятие механизма (аппарата) современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить понятие механизма (аппарата) современного государства, а соответственно и современного мира.
В работе определены следующие задачи:
-дать понятие механизма (аппарата) современного государства;
- рассмотреть органы государства;
- изучить место вооруженных сил в механизме современного государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие механизма (аппарата) современного государства 5
2. Органы государства и их классификация 13
2.1. Представительные органы государства 13
2.2. Исполнительные органы государственной власти 19
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти 22
3. Вооруженные силы в механизме государства 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Понятие механизма современного мира.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Понятие механизма (аппарата) современного государства

2. Органы государства и их классификация

2.1. Представительные органы государства

2.2. Исполнительные органы государственной власти

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

3. Вооруженные силы в механизме государства

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обуславливается тем, что на определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой орган и есть государство.

Существование современного мира невозможно без существования государств. Именно государства со своими аппаратами (механизмами) стоят у штурвала всего мира. Поэтому в рамках данной темы целесообразно рассматривать проблему на конкретном примере, в данном случае таким примером послужит понятие «государство». Именно аппарат (механизм) современного государства будет проанализирован в настоящей работе.

Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственно управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Предметом исследования является – различные институты, органы власти конкретного государства.

Цель исследования – изучить понятие механизма (аппарата) современного государства, а соответственно и современного мира.

В работе определены следующие задачи:

-дать понятие механизма (аппарата) современного государства;

- рассмотреть органы государства;

- изучить место вооруженных сил в механизме современного государства.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Исследование основано на изучении и анализе научной, учебной и монографической литературы по теории государства и права.

 


1. Понятие механизма (аппарата) современного государства

 

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов[1].

Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имея довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур[2]. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, принятых собраниями центуриатов и трибутов. Сенат также мог издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с другими государствами иди наблюдал за ведением таких переговоров, заключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял средства на ведение войны, объявлял чрезвычайное положение, был наделен и многими другими полномочиями.

2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались крупными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанность магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

В зависимости от конкретных задач управления магистраты подразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других[3].

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный магистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над “нравами”. Квесторы обладали разнообразными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чеканку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата[4]. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах, законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного механизма: Национальный конвент, Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражданских и духовных дед, департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены[5].

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны[6]. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

Информация о работе Понятие механизма (аппарата) современного государства