Понятие механизма современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Целями и задачами данной работы являются:
1. Дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства,
определить его характерные признаки.
2. Рассмотреть основные принципы организации и деятельности государства.
3. Проанализировать классификацию органов государства.
4. Положение местного самоуправления в механизмы государства.

Содержание

Введение ......................................................................3
1 Понятие и структура механизма государства ...................................4
2 Принципы организации и деятельности механизма государства ...................6
3 Характеристика органов государственной власти ..............................11
3.1 Органы исполнительной власти ........................11
3.1.1
Положение Президента в системе органов государственной власти
.............................................................................
...............................14
3.2 Органы законодательной власти .......................15
3.3 Органы судебной власти ..............................17
3.3.1
Прокуратура
.............................................................................
...............20
4 Местное самоуправление .....................................................21
Заключение ...................................................................25
Список использованной литературы .............................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа понятие механизма сов. гос.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по Конституции  РФ

Президент РФ как глава  государства не относится непосредственно к какой-либо

одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это  закреплено в

Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно Конституции  РФ, Президент РФ является гарантом федеральной

Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном

Конституцией  РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской

Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти.

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами

определяет  основные направления внутренней и  внешней политики государства. Он

как глава государства  представляет Россию внутри страны и  в международных

отношениях. Президент  РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными

Силами РФ. В  развитие данного конституционного положения федеральный Закон

“Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными

Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует

совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя

Правительства РФ и других высших должностных лиц  Российской Федерации).

Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего

равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Институт президентства  имеет место и в ряде республик  в составе Российской

Федерации. При  этом правовой статус президента как  главы государства либо

главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей

республики.

 

3.2. Органы  законодательной власти.

 

Органы законодательной  власти занимают центральное место  в структуре

государственного  аппарата. Основным назначением этих органов является

законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной

власти в  политической жизни общества и государства, конституции  отдельных

стран специально указывают не только на то, что “парламент является высшим

органом государственной  власти”, но и на то, что он является “единственным

законодательным органом государства” (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).

Конституции других государств в этих же целях обращают  внимание на то, какие

по характеру  правила должны содержаться в  принимаемых парламентом законах.

При парламентах  образуются и действуют различные  комитеты и комиссии, которые

призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного

органа. Они  ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию

парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела,

здравоохранение и другие.

Главенствующее  положение органов законодательной  власти в механизме

государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов,

придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в  них. Однако

верховенство  их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия

ограничены  принципами права, естественными правами  человека, идеями свободы и

справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных

конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие

законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует  различать  федеральные

органы государственной  власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также

органы государственной  власти субъектов федерации. Причем система органов

государственной власти республик, краев, областей устанавливается  ими

самостоятельно  в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими

принципами  организации представительных  и исполнительных органов

государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы

избираются  гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Парламент представляет суверенитет народа, и только он один правомочен

выражать волю народа в форме закона. Парламенты могут иметь двухпалатную и

однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из

двух палат  – нижней и верхней, которые в  принципе обладают одинаковыми

законодательными  полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в

России –  Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты

существуют  главным образом в странах  с более или менее однородным

национальным  составом населения или небольших  по территориальным размерам

(Венгрия, Дания,  Финляндия).

Согласно Конституции  РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской

Федерации является представительным и законодательным  органом Российской

Федерации. Он состоит  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной

думы. К ведению  Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение

законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами

Федерации; назначение выборов Президента; назначение на должность судей

Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ,

Генерального  прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции

РФ. В компетенцию  Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на

назначение  Председателя Правительства РФ; решение  вопроса о доверии

Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения  против Президента РФ

и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.

Парламент выступает  и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях

конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, котрые

в сегодняшней  ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на

политическую  жизнь страны.

 

3.3. Органы  судебной власти.

 

Важное место  в структуре государственного аппарата занимает система судебных

органов, основной социальной функцией которых является осуществление

правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц,

совершивших противоправные поступки.

Подобно тому как  представительные органы и органы управления являются

носителями  соответственно законодательной и  исполнительной властей, система

судебных органов  выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение

закрепляется  в конституциях и обычных законах  ряда современных государств.

Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что

“судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и

магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены

исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что

“судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным

конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном

законе и  судами земель”.

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной  власти,

которая играет особую роль и в механизме государственной  власти и в системе

сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти  определяется

тем, что он –  арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не

законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной

власти в  механизме разделения властей состоит  в сдерживании двух других

властей в рамках конституционной законности и права  прежде всего путем

осуществления конституционного надзора и судебного  контроля за ветвями

власти. Систему  органов правосудия могут составлять судебные органы,

действующие в  сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной

и других юрисдикций.

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также

по-разному. В  КНР, например, – это Верховный  народный суд, местные народные

суды, “военные суды и другие специальные народные суды”.

В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных

судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных  трибуналов и

других судов. Конституция США в связи с  этим устанавливает, что “судебная

власть Соединенных  Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими

судами, которые  будут время от времени учреждаться  Конгрессом” (ст.3, разд

1).

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов

разных стран, у них много сходства в целях  и задачах, которые перед ними

ставятся. В  большинстве конституций современных  государств закрепляется

принцип гласности  судопроизводства, открытости судебного  разбирательства.

Вся система  судов возглавляется верховными судебными органами, которые во

многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В

некоторых странах  конституционные суды не входят в  систему судов общей

юрисдикции. Члены  конституционного суда либо избираются парламентом, либо

назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими

органами власти и юстиции одновременно. Наряду с  осуществлением

конституционного  надзора, конституционный суд имеет  право толкования

конституции.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства, это отражено в  ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией  Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный  Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд  РФ, г) соответствующие суды

субъектов федерации.

Верховный суд  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,

административным  и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции (ст. 126

Конституции РФ).

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению

экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными

органами в  РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный

Суд решает споры  между федеральными органами государственной  власти России и

органами государственной  власти субъектов Российской Федерации (ст. 125

Конституции РФ).

 

3.3.1. Прокуратура.

 

Кроме того, значительную роль в государственном механизме  ряда стран играет

система органов  прокуратуры. В одних странах  прокуратура является составной

частью суда, а в других организационно отделена от него. Она призвана

осуществлять  надзор за точным и единообразным  исполнением законов органов

государственного  управления, предприятиями, учреждениями, общественными

организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры  осуществляют надзор за соблюдением  законности в работе

органов дознания и предварительного следствия, при  рассмотрении дел в судах,

при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Информация о работе Понятие механизма современного государства