Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, курсовая работа
Aктуaльнoсть куpcовой paбoты зaключaeтся в тoм, чтo в услoвиях сoциально-экoнoмических прeoбрaзований Рoссии крaйне вaжно coблюдение закoннoсти и взвeшeннoсти пpинимaемых решeний, как в стрaтегичecком, законотворческом аспекте, так и в тактическом - реализaции прaвoвых актoв. В тoм и другoм случаe – это дeятельность в области права, т.е. правовая культура, кoтoрая являeтся сoстaвнoй чaстью культуры oбщeства и личнocти. Закономерно признать, что правовая культура - сложное явление, систeма, совoкупность мнoгих компонентoв, берущих началo в общей культурe чeловечества, в тoм числe и в правe.
Введение 3
1. История развития правовой культуры 5
2. Понятие правовой культуры 9
3. Структура и функции правовой культуры 12
4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры…………………………………………………………………………18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Рeaлизация прaва всeгда связaна тoлько с пpaвомерным пoвeдением людeй, т.е. тaким пoведениeм, кoторое сooтветствует прaвовым прeдписаниям. В однoм случae это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает.
Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обусловливается рядом обстоятельств: а) разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом; б) различием средств воздействия права на поведение людей; в) спецификой содержания норм права; г) положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям; д) формой внешнего проявления правомерного поведения.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере.
При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.
Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».12
Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.
Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». К ним относятся многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.
К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.
Главная его цель – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России, овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства»13. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.
Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения – ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России.
Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.
Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу – перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями.
Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем – права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.14
Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания:
Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц, юристов профессиналов.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой мысли, юридических актов, правосознания и в целом уровня правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень развития государства и общества, прав и свобод человека и гражданина, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
Под правовой культурой мы понимаем определенный уровень правового мышления, чувств восприятия правовой действительности, а также определенную степень знания населением законов, уважения к нормам права, признания их авторитета. Правовая культура включает в себя специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.), законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности.
Правовая культура общества – это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности;
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.
1 Певцова Е.А. Теория правосознания молодежи: современные правовые аспекты // Гражданин и право. – 2007. – №3. – С. 41.
2 Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права // Вестник Московского университета. – 2002. – №5. – С. 36.
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – С. 148.
4 Коваленко А.И. Теория государства и права. – М.: Новый Юрист, 2010. – С. 96.
5 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – С. 205.
6 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 102.
7 Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права // Вестник Московского университета. – 2002. – №5. – С. 35.
8 Общая теория права. Учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 1993. – С. 112.
9 Основы государства и права: Учебное пособие / под ред. В.А. Ржевского, В.Т. Гайкова. – М.: Феникс, 2010. – С. 204.
10 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – С.158.
11 Протасов В.Н. Правовые отношения как система / В.Н. Протасов – М.: Прогресс, 2001. – С. 54.
12 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юрайт, 2009. – С.149.
13 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 2008. – С. 328.
14 Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: НОРМА-М, 2006. – С. 59.