Понятие правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:09, реферат

Краткое описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правона-рушений . Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Содержание

1. Введение

2. Понятие правонарушения

3. Состав и виды правонарушения

4. Ответственность за правонарушения

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

правонарушение.docx

— 28.18 Кб (Скачать файл)

С учетом  общественной  опасности правонарушения принято делить  на две группы:  преступления и иные правонарушения ( проступки,  деликты )  - административные,  дисциплинарные,  гражданско-правовые. В связи с этим разделением  встает  проблема  разграничения  уголовных преступлений и административных проступков,  поскольку провести границу между ними весьма и весьма не просто.

 

Эта проблема приобретает  наибольшую  актуальность именно сейчас, когда готовится проект нового уголовного законодательства. Сложность этой  задачи состоит в том,  что речь идет о сходных по своему характеру явлениях.  И решаться она должна не иначе как в  соответствии с законом,  не нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.

Из сопоставления  соответствующих статей Уголовного законодательства и Законодательства об административных правонарушениях видно,  что  и преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты,  именно  в  этом прежде всего состоит общественная опасность - признак,  определяющий их материальную сущность.  Задачи административного и уголовного законодательств состоят  в охране от посягательств одних и тех же объектов.

 

Единая сущность  административных правонарушений и преступлений подтверждается также следующим обстоятельством:  "не является  преступлением действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния,  предусмотренного уголовным законом,  но  в силу малозначительности   не  представляющее  общественной  опасности" (ст. 7 Уголовного Кодекса РСФСР).  Тот же принцип выражен и в ст. 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях: "при малозначительности совершенного административного  правонарушения орган (должностное лицо),  уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и  ограничиться устным замечанием.

 

Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между преступлением и административным проступком заключается в различной степени их общественной опасности.  Эта степень определяется  интенсивностью посягательства, реально наступившими или потенциально опасными общественными последствиями.

Вот тот  критерий,  по  которому  можно и должно разграничивать проступки и преступления.  Будучи совершенным даже при  определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление,  если его  качественная  определенность и  степень  его  общественной  опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его  общественной  опасности  существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

 

Вопрос о том увеличивает ли повторное совершение административного проступка общественную опасность деяния и личности  нарушителя настолько, чтобы  повлечь за собой изменение юридической природы самого проступка и служить основанием для признания его преступлением, и, следовательно,  для  применения  к виновному уголовного наказания   должен быть решен в отрицательную сторону. Совершение лицом правонарушения повторно может быть отнесено лишь к бстоятельствам,  отягчающим ответственность за административные правонарушения,  преступление не есть сумма проступков. Наличие административного взыскания за предшествующий проступок может относиться лишь к личности  правонарушителя, и никак не повышает степени общественной опасности.  Кроме того, согласно общему принципу права "лицо, подвергнутое в установленном законом  порядке  наказанию,  не может быть наказано за то же деяние". С общепризнанным положением о том,  что "уголовной  ответственности  и  наказанию  подлежит  лишь  лицо,  виновное в совершении    преступления" (ст. 3 Уголовного Кодекса РСФСР ), не согласуются нормы административного законодательства,  предусматривающие наложение уголовной ответственности за повторно совершенное административное  правонарушение.

 

Вместе с тем, имеет смысл установить новые, более четкие критерии разграничения  преступлений от сходных административных проступков, то есть должны быть учтены такие обстоятельства,  которые, значительно повышая   степень  общественной  опасности  правонарушения, действительно превращают его в преступление.  Так, например, в Указе ПВС РСФСР от 21.11.88г.  "нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности" считается  административным  проступком,  а "нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара, причинение вреда здоровью людей или крупный ущерб" -  преступлением. Это  позволит  законодательству стать более стабильным,  менее подверженным всякого рода изменениям.

 

Кроме приведенного  выше  разделения  по  степени  общественной опасности существуют и другие основания  классификации  правонарушений. Основываясь на наличии экономических,  социальных, политических отношений общества,  различают три вида правонарушений:  в  области экономических отношений (собственность, труд, распределение и др.), в области социально-бытовых отношений (семья,  быт, общественный поря-  . док), в  сфере  управления  (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).  Возможна классификация правонарушений и по иным критериям (например,  в научных целях).  Так, можно различать правонарушения,  посягающие на духовные или материальные блага, общественные или личные интересы,  правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и т.д.

 

Каждая классификация  в  известной  степени условна,  поскольку между различными правонарушениями  проявляется  определенная  связь. Так, совершение  правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком или  несколькими  людьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций,  например, виновное  повреждение здоровья гражданина собственником автомобиля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального вреда, административную (лишение водительских прав) и уголовную ответственность. Существует также и психологическая связь правонарушений: безнаказанность за совершение  сравнительно мало  опасных  (гражданских, трудовых, административных) правонарушений создает уверенность в безответственности и безнаказанности для правонарушителя и других лиц, повинных в них,  создает почву для совершения более опасных правонарушений, в том числе и преступлений.

 

С учетом общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифицируются в качестве правонарушений,  и устанавливающих ответственность за их совершение, возникает вопрос о возможности рассматривать совокупность всех правонарушений как единую сложную систему.

Признание системной взаимосвязи преступности и других  правонарушений обосновывается  исследованиями,  которые  обнаруживают связь аморальных поступков, близких к составу административного проступка, который в  свою  очередь моделирует состав преступления.  Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений,  чтс позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонарушений.

 

Имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы права, но и как о нарушении социальных интересов и  справедливости.  Характеристика правона-рушения как нарушения нормы права уже рассматривалась выше и была признана неотъемлемость этого признака,  так как его отсутствие означает одновременно и отсутствие правонарушения.  Деяние, не противоречащее социальным интересам и  справедливости  не всегда противоправно,  так как для права существует два вида социальных интересов:  юридические значимые и не .-учитываемые правом.

 

Ответственность за правонарушения

 

 

Ст.10  КоАП РСФСР говорит, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Одним ив методов борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность за совершение правонарушения - необходимый элемент, характеризующий их. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определенное правонарушение ( например,  за преступления,  или за некоторые административные, гражданские, хозяйственные нарушения в форме штрафа, неустойки, пени ),  или в форме перечня санкции, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учетом обстоятельств дела.

 

Если в результате каких-либо действий нарушается закон,  но  за его нарушение  не установлена какая-либо санкция,  то такое действие утрачивает характер  правонарушения и переходит в разряд иных противоправных деяний.

При выяснении вопроса о том, подлежит ли лицо административной ответственности, необходимо прежде всего руководствоваться ст.8 Основ. Не подлежат административной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны, а также находившиеся в состоянии невменяемости.

 

Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходи-мости, совершает деяние, подпадающее под признаки административного проступка, но совершает его для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный (ст. 18 КоАП).

Необходимая оборона имеет место при защите государственного или общественного порядка, прав и свобод граждан от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны (ст. 19 КоАП).

 

Состояние невменяемости имеет место тогда, когда лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях либо руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Ответственность исключается также в случае, если лицо заболело душевной болезнью после совершения административного проступка       (ст.20 КоАП ).

Административной ответственности  не подлежат ( а подлежат дисциплинарной ) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, кроме случаев нарушения ими правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и совершения контрабанды.

 

Заключение

 

И в заключение о социальной природе противоправного  поведения. Главное в этом поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям,  причиняет или способно причинять вред правам и интересам  граждан,  коллективов и общества в целом,  препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по  вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов,  по целям правонарушений и т.д.  Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях,  так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

 

Отечественная наука изучает правовые явления в  социально-историческом аспекте,  подчеркивая,  что преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое,  социальное имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества,  слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период  времени" Пpимечание:  Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969, с. 17

 

.  В своей принципиальной  основе это положение относится  и к другим видам правонарушений.

В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права,  а могут и вытекать в общей форме из "духа закона", противоправные  действия  должны  быть четко сформулированы действующими правовыми нормами.  С этой точки зрения  правонарушения можно говорить лишь в рамках и с полиции закона, определяющего понятие и признаки гражданского,  административного или иного правонарушения, а нередко  и устанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода "формализм"  противоправности  обеспечивает  ясность и единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.

 

Общее понятие состава административного проступка имеет весьма важное теоретическое и практическое значение в

 

юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Оно является необходимой ступенью в процессе познания конкретных составов административных проступков, теоретической основой для раскрытия их содержания и правильного применения на практике законодательства об административных правонарушениях.

 

Список используемой литературы

 

1.   Кодекс РСФСР об административных правонаруше-ниях (по состоянию на 5 марта 1996года ).

 

2.  В.А. Печеницын " Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел",Хабаровск,1988.

 

3. Кудрявцев В.Н. "Закон, поступок, ответственность". 

    М., 1984.

 

4. Малеин Н.С.  "Правонарушение: понятие, причины,

    ответственность".

5. Кудрявцев В. Н. "Причины    правонарушения".

    М., 1976.


Информация о работе Понятие правонарушения