Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:01, курсовая работа
Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов, юристов и общества в целом, находятся вопросы законности и правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни.
Государство управляется с помощью различных методов и средств, среди которых важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Введение
Глава 1. Правопорядок: понятие, структура, функции.
1.1. Определение
1.2. Предпосылки
1.3. Принципы
1.4. Структура правопорядка
1.5. Содержание и форма
1.6. Функции правопорядка
Глава 2. Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии
2.1. Признаки, требования и принципы законности
2.2. Гарантии законности: понятие и виды
2.3. Соотношение правопорядка и законности
Глава 3. Общественный порядок – понятие, структура, правовое регулирование и взаимосвязь понятий
3.1. Становление понятия «общественный порядок» в юридической науке
3.2. Цель установления и средства поддержания
3.3. Соотношение правового и общественного порядка
Глава 4. Дисциплина – понятие, основные признаки, виды и связь с правопорядком
4.1. Понятие и признаки дисциплины
4.2. Виды дисциплины
4.3. Соотношение дисциплины с законностью и правопорядком
5. Заключение
6. Литература
Заочная форма обучения
с использованием дистанционных образовательных технологий
Контрольная работа
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема «Понятие правопорядка, его соотношение с законностью, общественным порядком и дисциплиной»
ПЛАН
Введение
Глава 1. Правопорядок: понятие, структура, функции.
1.1. Определение
1.2. Предпосылки
1.3. Принципы
1.4. Структура правопорядка
1.5. Содержание и форма
1.6. Функции правопорядка
Глава 2. Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии
2.1. Признаки, требования и принципы законности
2.2. Гарантии законности: понятие и виды
2.3. Соотношение правопорядка и законности
Глава 3. Общественный порядок – понятие, структура, правовое регулирование и взаимосвязь понятий
3.1. Становление понятия «общественный порядок» в юридической науке
3.2. Цель установления и средства поддержания
3.3. Соотношение правового и общественного порядка
Глава 4. Дисциплина – понятие, основные признаки, виды и связь с правопорядком
4.1. Понятие и признаки дисциплины
4.2. Виды дисциплины
4.3. Соотношение дисциплины с законностью и правопорядком
5. Заключение
6. Литература
Введение
Среди многочисленных проблем
юридической науки и практики, которые
в последние годы привлекают к себе повышенное
внимание ученых-правоведов, юристов и
общества в целом, находятся вопросы законности
и правового порядка. Они имеют приоритетное
значение в правовой жизни общества. Потребности
и интересы общества, государства, граждан
настоятельно требуют упорядоченности
и стабилизации основных сторон общественной
жизни.
Государство управляется с помощью различных
методов и средств, среди которых важнейшее
место занимают законность и правопорядок,
без которых невозможно обеспечить нормальную
жизнедеятельность общества, его граждан.
Посредством одной силы этого сделать
еще никому не удавалось. Законы и их соблюдение
- древнейший и наиболее цивилизованный
способ управления людьми. Сегодня он
общепринят во всех развитых демократических
странах, в мировом сообществе. Ничего
лучшего, более разумного и рационального
человечество пока не придумало. В современных
условиях без законности и правопорядка
невозможно решить стоящие перед обществом
задачи, как то: успешное проведение курса
экономических реформ, становление рыночных
отношений, развитие производства; построение
гражданского общества и правового государства;
эффективное функционирование институтов
демократии, политической системы; реализация
прав и свобод человека, упрочение их гарантий;
четкая работа государственного аппарата,
всех его звеньев, органов, структур, должностных
лиц, борьба с преступностью, коррупцией,
правовым беспределом, терроризмом; обеспечение
правотворческого, правоприменительного,
а в более широком плане - управленческого
процесса; формирование политико-правовой
культуры и повышения правосознания личности
и всего общества. Формирование правового
государства и цивилизованное демократическое
развитие невозможно без этого. Для претворения
в жизнь всех этих и других задач требуются
организованность, порядок, дисциплина.
Рассматриваемые нами ниже понятия сложны
по своей структуре и содержанию и имеют
множество спорных понятий и определений.
За исключением, пожалуй, дисциплины, которую
в юридической литературе кратко и чётко
определяют, как форму поведения и общественных
связей людей. Поэтому цель настоящей
работы - исследовать понятие, содержание
правопорядка, гарантии его соблюдения,
его соотношение с законностью, общественным
порядком и дисциплиной.
Глава 1. Правопорядок
1.1. Определение
Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права может называться правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция государства. Правопорядок, - отмечает С.С.Алексеев, - это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности. По мнению А.Ф. Черданцева, «Правопорядок - это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок - результат действия законности».
1.2. Предпосылки
Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.
В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка:
а) нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.
б) правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
в) акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
1.3. Принципы
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.
Каковы же принципы правопорядка?
Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определённость общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют чёткие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно устойчив и стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
1.4. Структура правопорядка
Правопорядок есть сложная система с множеством взаимодействующих элементов, совокупностью отношений между ними и их свойствами, имеющими статистическую и динамическую характеристики. Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
В структуре правового порядка выделяются следующие элементы:
1. Закреплённая юридическими
нормами правовая структура
Правовая структура закрепляет законами фактическую конституцию, т.е. строение общества. Здесь имеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения людей. Одни из них получают организованное оформление, другие - аморфны и неорганизованны.
Первые объединения - прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые - носят признак временности, изменчивости и выступают как участники правопорядка. Поэтому к участнику правопорядка должны быть предъявлены определённые требования: им могут быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах; каждый участник должен иметь чётко определённое правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.
Закон признаёт субъектами не только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина, который только завтра родится; организацию, которую собираются создать и которая будет отнесена к категории юридического лица. Это одно обстоятельство. Другое состоит в том, что участниками правового порядка иногда выступают люди и организации, не оформленные в качестве субъекта права. Реальная жизнь богаче, чем правовые нормы, поэтому следует анализировать и фактических участников правопорядка.
Чёткая и строгая упорядоченность взаимоотношений субъектов правопорядка и урегулированность взаимодействий между ними получают прямые выходы на практику, которой проверяется обоснованность социально-правовых функций каждого элемента в сфере правопорядка. Нужны жёсткие барьеры перед попытками отдельных звеньев структуры брать на себя не свойственные им полномочия, так как дублирование не допустимо. Практика выявляет эти отклонения, а также пробелы в урегулированности отдельных сторон. Правовой вакуум в урегулированности общественных отношений нежелателен, ибо чаще всего он заполняется дезорганизующими факторами.
К сожалению, далеко не каждый элемент структуры имеет чёткую правовую определённость. Но все они включены в систему правовых связей с различными функциональными нагрузками. И если некоторые из них не нуждаются в жёсткой правовой стабильности (различные компании, советы, союзы), то всем необходима твёрдая правовая основа для их деятельности.
Как уже отмечалось, в органической системе правовых связей не должно быть пробелов в функциональных взаимодействиях, да и нельзя создавать временные структуры, подменяющие основные функции государственных органов и учреждений. Это дезорганизует порядок и выступает мощным дестабилизирующим фактором.
В целях создания прочной правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть (законодатель) обязана:
- определить перечень участников правопорядка, их строгое соподчинение, субординацию по юрисдикции и функциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям во всех сферах их взаимодействия;
- указать на их связи и отношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуру их осуществления;
- избрать правовые методы, средства и формы их регулирования, определить нормативность всех сторон в правопорядке, выявить их характеристики.
Участники правопорядка признаются в качестве таковых государственной властью. Ведущее звено - законодатель - находится в иерархической взаимосвязи со всеми компонентами правопорядка, способствуя их правовому оформлению. Правовой статус участников закрепляет их свойства и состояния, определяет субординацию, соподчинение, корреляционные связи. Участники относительно свободны в выборе варианта своего поведения и принимаемого решения и несут ответственность за этот выбор.
2. Правовые отношения
и связи, последовательность их
возникновения, развития, изменения
и прекращения. В динамический
аспект взаимодействия
Все отмеченные гарантии получают своё оформление и выражение в нормах процессуального законодательства.
Структурные отношения - это связи между участниками правопорядка и их свойства, которые объединяются в целостное образование. Речь идёт не о механической совокупности, а о системе взаимосвязей, об иерархической соподчинённости, организованности и упорядоченности, что придаёт правовому порядку необходимую целостность. В системе правоотношений участников и их свойств переплетаются количественные и качественные характеристики. Участники правопорядка взаимодействуют и по горизонтали, и по вертикали.