Понятия конституционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Отсюда вытекает и само понятие конституционного контроля как формы проверки на соответствии конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции.
В первом пункте настоящей работы «Понятие коноституционного контроля» описываются три основных теории (органическая, институциональная, естественно-правовая), а также рассматривается вопрос о том, что же собой представляет конституционный контроль как схема.

Содержание

Введение


1. Понятия конституционного контроля

2. Объекты и субъекты конституционного контроля

3. Виды конституционного контроля

4. Органы конституционного контроля

Заключение

Библиография

Примечание

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.DOC

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

Каковы общие подходы и особенности  в вопросе обеспечения независимой  и беспристрастной деятельности всей системы судебного конституционного контроля?

К числу общих подходов можно  отнести:

- наличие специального органа  конституционного контроля (почти  во всех странах Европы принято,  что конституционный суд своеобразным, живым воплощение конституции  и стоит выше политической  конъюнктуры);

- во всех странах конституцией  и законами, закреплено, что органы  конституционного контроля независимы  и подчиняются только конституции, а их деятельность регламентируется специальным законом;

- все члены органа судебно-конституционного  контроля, назначаются и избираются разными ветвями власти и перед вступлением в должность дают клятву;

- члены органа конституционного  правосудия не могут состоять в какой либо партии, заниматься политической деятельностью (частично также общественной деятельностью) выполнять другую оплачиваемую работу, занимать место в парламенте или в системе исполнительной власти;

- органы конституционного контроля  имеют определенную законом самостоятельность  в работе по организации деятельность  суда, распоряжение финансовыми  средствами, организации работы с аппаратом;

- важным фактором в обеспечении  независимости является обеспечение  гласности в их деятельности.

Кроме отмеченных выше, есть и заслуживающие  внимания особенности, которые в разных странах создают дополнительные гарантии для осуществления независимого конституционного контроля.

В рамках исследования анализируются  примеры, когда конституционный  суд сам становится субъектом  конституционного контроля, ему предоставляется  право законодательной инициативы, а объектам предварительного обязательного контроля становятся конституционные изменения. Есть страны, где с целью обеспечения независимости всей судебной системы, конституционному суду предоставляются некоторые функции контроля в отношение последней.

Независимость конституционного контроля нуждается в постоянном укреплении им устойчивых гарантиях.

 

Конституционный суд  Республики Молдова и его роль в соблюдении закона страны.

В Республике Молдова единственным органом конституционной юрисдикции является Конституционный Суд.

23 февраля 1995 года после принесения присяги первыми шестью судьями Конституционного суда начал свою деятельность единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова, абсолютно новый институт, ставшим по праву символом независимости находящегося в начале пути государства с демократическими традициями.

Впервые в истории государства  был создан институт, гарантирующий  верховенство Конституции. Конституционный  суд обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную и гарантирует ответственность  государства перед гражданином и гражданина перед государством. Конституционный суд в совей деятельности независимо от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции.

Статус конституционного суда, его полномочия, структура, права и обязанности судей регламентируется Разделом V Конституции. Полномочия суда установленные конституцией, не могут быть изменены другим законом. В своей деятельности Конституционный суд руководствуется также Законом о Конституционном суде и Кодексом конституционной юрисдикции.

Следует подчеркнуть, что судьи  Конституционного суда независимы в  осуществлении мандата и подчиняются  только конституции. При рассмотрении дел исключается любое воздействие  с чьей-либо стороны. Судьи конституционного суда не могут привлекаться к судебной ответственности за поданные голоса или высказанные мнения при выполнении полномочий. Согласно закону о конституционном суде субьи неменяемы в течении срока полномочий.

Являясь абсолютно независимым от любой другой публичной власти конституционным суд осуществляет  свою деятельность на принципе независимости, коллегиальности, законности и гласности.

В соответствии со ст. 135 Конституции (ст.4 Закона о Конституционном суде) единственный орган конституционной юрисдикции осуществляет контроль по запросу конституционность законов и постановлений Парламента, указов Президента РМ, постановление и ордонансов Правительства, а также международных договоров одной из сторон которых являться Республика Молдаван.; дает толкование конституции; высказывается о приложении и пересмотре конституции; подтверждает результаты республиканских референдумов; подтверждает  результаты выборов Парламента и Президента Республики Молдова; констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, временное отстранение от должности Президента Республики Молдова или временное исполнение обязанностей Республики Молдова, а также невозможность исполнения Президента Республики Молдова своих полномочий более 60 дней; разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленных высшей судебной палатой; принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии.

В соответствии со ст. 25 Закона о конституционном  суде субъектами, имеющими право на обращение в конституционный суд являются: Президент Республики Молдова, Правительство, Министр Юстиции, высшая судебная палата, Экономический суд, Генеральный прокурор, депутат Парламента, Парламентская фракция, Парламентский адвокат и Национальное собрание Гагаузии (Гагауз-Ери) – в случае когда контролю конституционности подвергаются нормативные акты Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства, а также международные договора, одной из сторон которой является Республика Молдова и которыми нарушаются полномочия Гагаузии.

На протяжении своей почти шестилетней  деятельности Конституционный Суд  был признан в Республике, а  так же международными и европейскими органами как надежный гарант обеспечения  верховенства конституции, процесса демократизации и соблюдения основных прав и свобод человека.

Конституционный суд поддерживает отношения сотрудничества с различными международными органами, конституционными судами и юрисдикционными учреждениями. Среди них Совет Европы играет главную роль. Конституционный суд Республики Молдова является членом Ассоциации Конституционных Судов франкоязычных стран. Она поддерживает отношения сотрудничества и обменивается опытом с аналогичными институтами из Румынии, Армении, России и других государств.

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что конституционный  суд Республики Молдова утвердился как институт конституционной юрисдикции и соответствует условиям необходимым  для его принятия в качестве члена  Ассоциации Европейских конституционных судов.

Заключение

В заключении необходимо вновь подчеркнуть, то что конституционный суд  Республики Молдова как единственный судебный орган конституционного контроля призван решать исключительные вопросы права (в соответствии со ст. 135 Конституции ст. 4 Закона о конституционном суде). Это исходное положение закона направленно не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а та то чтобы не подменять право политикой.

Конституционному Суду Республики Молдова, несомненно, приходится рассматривать  в той или иной мере и политические вопросы и выносить решения имеющие  и политическое значение. Другой дело, что Конституционный Суд Республики Молдова рассматривает только правовую, конституционную стороны этих вопросов (например, конституционность актов различных ветвей политической власти или споры о компетенции между различными органами государственной власти, как субъектами политики) и выносит свои решения, опираясь исключительно на конституционное законодательство, на право,  а не на политическую целесообразность и другие политические факторы.

 

 

 

Библиография:

 

  1. Арутюнян Г.Г. «Конституционный суд в системе государственной власти» /сравнительный анализ/, Ереван 1999 г.
  2. Боботов С.В. «Конституционная юстиция» Москва, 1994 г.    
  3. Иванов В.Н. «Конституционное право РМ» Кишинэу, 2000 г.    
  4. Козлов А.И. «Конституционное право» М, 1997 г.      
  5. Лукашук И.И. «Конституции государств и международное право» М, 1998 г.  
  6. Страшун Б.А. «Конституционное право зарубежных стран» М, 1999 г.   
  7. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» М. 1997 г.   

 

Нормативные акты:

 

1. Конституция  РМ от 29.07.94 г. (Мониторул Офичиал  от 08.94 г.)    

2. Закон о  Республике Молдова о Конституционном  Суде от 13.12.94 г. (Мониторул Офичиал от 07.02.95г. № 8/86).

 

 

 

 


Информация о работе Понятия конституционного контроля