Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятия
«право» и «обычай» ...………………………………………………5
§1. Понятие и признаки права
………………………………………………….5
§2. Понятие обычая ……………………………….……………….……………7
Глава 2. Виды
обычаев …………………………………………………….…………10
§1. Традиции .…………………………………………………………..………10
§2. Обряды. Ритуалы ..………………………………………………...………..12
§3. Нравы ………………………………………………………………………13
§4. Обыкновения ………………………………………………………………14
Глава
3. Соотношение права и обычаев
……………………………………...………15
§1. Единство и различие .……………………………………………………....15
§2. Взаимодействие ……………………………………………………………18
Заключение
………………………………………………………………………..……21
Список использованной
литературы …………………………………………………22
Введение
Данная тема представляется весьма
актуальной и интересной, потому
что обычаи по своей сути
являются наиболее древними способами
регулирования общественных отношений,
значение которых современными
учеными и исследователями в
полной мере не оценено. Вообще
обычаи играют огромную роль
в становлении и развитии государственно-организованного
общества. Многие исследователи
считают, что обычай является
основой всех национальных правовых
семей.
Обычаи играют далеко не последнюю
роль в регуляции общественных
отношений в различных сферах
жизни. Обычаи тесно взаимодействуют
с правом, моралью, культурой,
религией и другими социальными
нормами. Стоит учесть тот неоспоримый
факт, что первоначально система
права формировалась публичной
властью посредством санкционирования
обычаев по мере необходимости.
В принципе данный вопрос носит
постоянный характер, так как
право формируется не только
«сверху», но и «снизу», из народных
глубин, корней, традиций.
Испокон веков сложилось такое
мнение, что мы должны уважать
старших, чтить обычаи, которые
передаются из поколения в
поколение, от отцов к сыну,
от матери-дочери. Многие из этих
обычаев живут, и по сей день,
имеют очень длинную историю
своего существования. Носят религиозный
или полурелигиозный характер (к
таковым относится соблюдение
поста), такие стереотипы имеются
у всех национальностей, этносов,
различных слоев общества.
Для некоторых членов нашего
социума соблюдение обычаев является
неотъемлемой частью жизнедеятельности
и носит императивный характер
ровным счетом, как и различные
законы обязательные в исполнении.
Как правило, ощущается жесткое
давление общественного мнения,
пересудов и молвы окружающих. Существует
боязнь подвергнуться осуждению со стороны
знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться
в положении человека, не уважающего общепринятые
нормы поведения (такие как, добрососедство,
гостеприимство, присутствие на похоронах,
выражение сочувствия родственникам и
близким умершего, также и традиция отмечать
различные события, праздники, свадьбы,
юбилеи). Обычаи и традиции негласным образом
обязывают исполнении последних, также
как и соблюдении норм права. Поэтому все
мы стремимся не разочаровать наших родителей,
бабушек и дедушек, не потерять авторитет
в глазах знакомых посредством несоблюдения
неписанных правил поведения. Не исполняющие
эти правила поведения могут явиться предметом
обсуждения и негодования со стороны общества,
прослыть невежей и потерять уважение.
Целью курсовой работы является
изучение понятий права и обычая
и их соотношения.
Задачи:
1) Изучить
понятие «право»
2) Изучить
понятие «обычай».
3) Узнать,
что является традицией, обрядом,
нравом, обыкновением
4) Выявить
соотношение права и обычая (единство,
различия и взаимодействия)
Данная тема является составляющей
в теме право в системе социально-нормативного
регулирования, которая рассматривается
практически во всех учебниках
по теории государства и права,
однако углубленное изучение
«права и обычая» не является
распространенным явлением. Этот
пункт чаще всего рассматривается
на местном уровне, то есть
право и обычаи осетин, например.
Право и обычай Кавказа, и иных народностей.
Очень подробно расписан данный вопрос
в учебнике Матузова, Малько. Однако по
сравнению с такой социальной нормой,
как мораль. Данный вопрос в науке теории
государства и права освещен достаточно
плохо.
.
Глава
1. Понятия «право» и «обычай»
§1 Понятие и признаки права.
На сегодняшний день понятие
«право» имеет великое множество
трактовок.
1)Данное понятие употребляют
в общесоциальном смысле, где говорится
о нравственных, политических, культурных
и иных возможностях поведения субъектов
(например, моральное право руководить
коллективом; поступить по совести; изменить,
следуя моде, свой внешний вид и т.п.). Это
естественное право.
2)Право-это определенная правовая
возможность конкретного субъекта.
То есть получается, что такое
право называется субъективным,
которое зависит от человека
и принадлежит ему (право на
образование, на труд, на пользование
культурными ценностями, на судебную
защиту и т.д.).
3)Под правом понимают юридический
инструмент, связанный с государством
и состоящий из целой системы
норм, институтов и отраслей. Это
так называемое объективное право
(конституция, законы, подзаконные
акты, правовые обычаи, нормативные
договоры).[1]
Таким образом, в юридическом
смысле – это позитивное право.
И дабы понять, что это такое
и, как говорится, «с чем
его едят», нужно рассмотреть
его признаки. В науке выделяется ряд признаков,
присущих праву, например, Николай Андреевич
Пьянов выделяет[2]:
Во-первых, нормативность. Позитивное
право состоим из норм, а нормы
права, как нам известно, из
курса науки теории государства
и права, являются установленные
или санкционированные государством,
а также охраняемые им, правила
поведения, которые носят общеобязательный
характер и направлены на регулирование
общественных отношений.
Во-вторых, общеобязательность. Этот
признак плавно вытекает из
предыдущего, так как нормы
права обязательны для тех,
кому они адресуются.
В-третьих, системность. Все нормы
права четко структурирована
и находятся в тесном взаимодействии.
Позитивное право-это система,
которая действует в масштабах
всего государства.
В-четвертых, государственно-волевой
характер. Нормы права могут быть
установлены, санкционированы государством,
либо быть признаны в качестве
правовых различные неправовые нормы.
То есть позитивное право возникает по
воле государства и является регулятором
общественных отношений.
В-пятых, формальная определенность.
Правовые нормы закреплены в
различных официальных документах,
либо в иных источниках. Что
придает нормам доступность, четкость,
определенность.
И, наконец, в-шестых, гарантированность.
Государство гарантирует исполнение
норм права, возможно, и посредством
принуждения.
Таким образом, делаем вывод,
что позитивное право- это система
установленных или санкционированных
государством норм, которые обязательны
для всех членов общества и действие которых
гарантируется государством.[3]
§2. Понятие
«обычай».
Одним из важных средств организации
общественных отношений являются
так называемые социальные нормы.
Социальные нормы, как отмечает
Валентин Николаевич Хропанюк, правила,
регулирующие поведение людей и деятельность
организаций в их взаимоотношениях. Валентин
Николаевич все социальные нормы, действующие
в обществе, подразделяет по двум основаниям:
-по способу их установления (создания)
-по средствам охраны их от
нарушений.
Исходя из вышеуказанного выделяются
следующие виды социальных норм:
1) Нормы
права- правила поведения, которые устанавливаются,
санкционируются государством, и гарантируется
им.
2) Нормы
морали (нравственности)- правила поведения,
которые установлены в соответствии
с моральными представлениями
людей о добре и зле, справедливости
и несправедливости, долге, чести,
достоинстве и охраняются силой
общественного мнения или внутренним
убеждением.
3) Нормы
общественных организаций - это
правила поведения, которые устанавливаются
общественными организациями и
охраняются с помощью мер общественного
воздействия, предусмотренных уставами
этих организаций.
4) Нормы
обычаев - это правила поведения,
сложившиеся в определенной общественной
среде и в результате их
многократного повторения вошедшие
в привычку людей. Они исполняются в силу
привычки, ставшей естественной жизненной
потребностью человека. [4]
В данной курсовой работе подробно
рассматривается последний аспект,
то есть «обычай». Обычай, как
отмечает Соловьев, это устойчивые,
стереотипные способы массового
поведения, сложившиеся исторически.[5]
Обычай, как правило, требует буквального
исполнения, он не нуждается в
индивидуальной интерпретации, в
отличие от морали. Обычай может
требовать от представителей
различных социальных групп исполнения
различных действий. Так, например,
по обычаю древних ацтеков
пить вино разрешалось только
старикам. Молодой же человек,
нарушивший обычай, должен был
быть наказан. Наказания также
не были одинаковыми для всех
за одинаковый проступок. Чем
выше социальное положение провинившегося,
тем тяжелее было наказание. Обычай находится
в большей зависимости от общественного
мнения. С этой особенностью обычая связана
его большая внешняя оформленность. Обычай
не затрагивает человеческой души, он,
в известной степени, "деятельность
напоказ". Обычай не ставит перед человеком
перспективной задачи личного совершенствования,
что характерно для морального сознания.
Обычай же есть сгущение стереотипности,
повторяемости жизненных событий,
это объективизация общественного
мнения, коллективной ответственности.
Обычай носит внеличностный характер,
в нем совпадают должное и сущее.
Обычай нормативен и в обоснование этой
нормативности иное - "так должны поступать,
потому что так поступают все".
Кравченко в своем учебном
пособии для вузов «Культурология»,
говорит, что обычай – это
традиционно установившийся порядок
поведения. Он основан на привычке
и относится к коллективным
формам действия.
Обычаи - одобренные обществом массовые
образцы действий, которым рекомендуется
следовать. К нарушителям применяются
неформальные санкции — неодобрение,
изоляция, порицание. У славян
существовали такие коллективные
действия, как обычай рожать первого
ребенка в родительском доме,
обычай кормить отца новорожденного
на крестинном обеде смесью
каши, перца, соли, водки, а иногда
и уксуса и др. И выделяет
следующие особенности обычаев:
-выражали волю и интересы всего
рода;
-их творцом был сам род,
осуществляющий такую функцию
через народное собрание;
-обычаи соблюдались в силу
привычки, добровольно;
-они не фиксировались письменно,
а передавались из уст в
уста;
-формировались лишь в жизненно
необходимых случаях;
-ответственность за несоблюдение
носила правовой характер;
-высокая роль табу и магических
ритуалов (нормы поклонения первобытным
Богам.)[6]
Как утверждает Морозова, обычай
- это правила поведения, утвердившиеся
в результате их длительного
применения и вошедшие в привычку.[7]
Итак, Обычай – это устоявшаяся
практика, фактические отношения,
сложившиеся в обществе, в определенном
круге субъектов. Обычай означает
некое типичное поведение, типичные,
повторяющиеся отношения – отношения,
ставшие нормой. Субъекты этих
отношений действуют осознанно, сознательно
подчиняют свое поведение сложившимся
правилам. Обычные нормы не устанавливаются
каким-либо авторитетным социальным институтом,
органом власти, хотя они непременно поддерживаются
неким социальным авторитетом (хотя бы
мнением большинства членов сообщества).
Нормы обычаев вырабатываются в практике
тех же субъектов, отношения которых регулируются
этими нормами. Субъекты, вырабатывающие
обычай, и субъекты, соблюдающие обычай,
совпадают. Следовательно, нормы, установленные
в форме обычая и не получающие официального
властного выражения, действуют постольку,
поскольку большинство в соответствующем
круге субъектов желает следовать обычаю.[8].