Понятия «право» и «обычай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятий права и обычая и их соотношения.
Задачи:
1) Изучить понятие «право»
2) Изучить понятие «обычай».
3) Узнать, что является традицией, обрядом, нравом, обыкновением
4) Выявить соотношение права и обычая (единство, различия и взаимодействия)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятия «право» и «обычай» ...………………………………………………5
§1. Понятие и признаки права ………………………………………………….5
§2. Понятие обычая ……………………………….……………….……………7
Глава 2. Виды обычаев …………………………………………………….…………10
§1. Традиции .…………………………………………………………..………10
§2. Обряды. Ритуалы ..………………………………………………...………..12
§3. Нравы ………………………………………………………………………13
§4. Обыкновения ………………………………………………………………14
Глава 3. Соотношение права и обычаев ……………………………………...………15
§1. Единство и различие .……………………………………………………....15
§2. Взаимодействие ……………………………………………………………18
Заключение ………………………………………………………………………..……21
Список использованной литературы …………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

право и обычай.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

 

      В-пятых, по способу обеспечения.  Право обеспечивается государством. Обычаи же обеспечиваются общественным  мнением и силой привычки. Государственную  защиту получают только санкционированные  обычаи, но это уже обычаи, ставшие  нормами права.

      Можно также выделить и отличие  – по масштабам их действия. Право действует в пределах  всего общества, а вот обычай  носит, как уже сказано ранее,  локальный, то есть местный,  характер.

      По системным характеристикам:  Позитивное право- это четкая, устоявшаяся система государственных норм, обычай же по сравнению с ним не имеет такой определенной структуры.[14]

      В зарубежной, в частности в  английской, литературе под обычаями  понимают сложившиеся стереотипы  или тенденции определенного  поведения людей, имеющее, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер. Обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического, нежели рационального, глубоко осознанного, критического восприятия. Если рассматривать данный взгляд в качестве верного, то можно сказать, что это еще одна черта выделяющая обычай в его соотношении с правом.

 

 

      Рассматривая данный вопрос, можно  сказать, что право и обычай  имеют ряд общих и ряд отличительных  черт. Однако стоит рассмотреть  и их влияние друг на друга,  что выполнено в следующем  параграфе данной курсовой работы.

 

 

      §2. Взаимодействие права и обычая.

      Этот вопрос рассматривает, как  право и общество влияют друг  на друга. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно.  В то же время оно опирается  на привычные формы поведения,  а в ряде случаев закрепляет  их в своих нормах. В частности,  имеющий высокую общественную  значимость ритуал приведения  главы государства, судей конституционного  суда к присяге, регламентируется  нормами конституции и федерального  конституционного закона (В Российской  Федерации эта процедура предусмотрена  ст. 82 федеральной Конституции[15] и  ст.10 закона " О Конституционном  Суде РФ").[16]

      Общая схема влияния права  на обычаи таковы: прогрессивные  обычаи стимулируются правом, а  те из них, которые противоречат  закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев.

      В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: "Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".[17]

      Но во всех случаях правовые  обычаи должны находиться в  пределах правового поля, в сфере  правового регулирования, а не  за их границами. И конечно,  они не могут противоречить  действующему законодательству. Правовые  обычаи призваны способствовать  правореализационному процессу, дополнять  и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

      Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям  делового оборота, гласит: "Обычаем  делового оборота признается  сложившееся и широко применяемое  в какой-либо области предпринимательской  деятельности правило поведения,  не предусмотренное законодательством,  независимо от того, зафиксировано  ли оно в каком-либо документе".[18]В  ст. 848 ГК говорится: "Банк обязан  совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного  вида законом, установленные в  соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное". Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. ст. 852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.

      Примером правовых обычаев можно  назвать ст. ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового  мореплавания РФ 1999 г.[19]

      Статья 99 Конституции РФ[20], не употребляя  слова "обычай", тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому "первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат". По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей - государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

      Что касается неправовых (общегражданских)  обычаев, то их великое множество,  и те из них, которые носят  прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов - калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни). Есть обычаи, которые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

      Но, например, ношение холодного  оружия как атрибута национального  костюма допускается. Снисходительно  относятся к умыканию невесты  (чаще всего - с согласия "похищаемой") при условии, что жених ее  не обесчестил. Хотя по закону  такое деяние наказуемо. Право,  государство подходят к тем  или иным обычаям дифференцированно  - старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это - наслоение ушедших времен.

      В связи с развитием в России  рыночных отношений и переходом  от запретительных методов правового  регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа "не запрещенное законом разрешено", стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

      Таким образом, в этой главе  мы рассмотрели соотношение права  и обычая, которое было рассмотрено  с точек зрения: сходство, различие  и взаимодействие. В этой главнее  четко и ясно указаны все  исследуемые пункты, наиболее широко  изучено взаимодействие обычае  и права, приведены наглядные  примеры взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

      Обычаи – это исторически сложившиеся  и вошедшие в привычку вследствие  многократного применения правила  поведения, действие которых обеспечивается  общественным мнением. Обычаи  – это наиболее древний вид  социального регулирования. Вообще, обычаи подразделяются на обряды, обыкновения, нравы, традиция. По  поводу традиций ведутся определенные  споры, потому что некоторые  ученые выделяют их, как самостоятельный  вид социальных норм. В данной  курсовой работе были подробно  рассмотрены все виды, что же  касается соотношения обычаев  и права, то исследование этого  вопроса, как положено, рассматривалось  с точки зрения сходства, различия  и взаимодействия. В ходе исследования  выяснилось, что право и обычаи  обладают рядом совместных и  различных  черт. На основе  примеров из нормативно- правовых актов был рассмотрен вопрос взаимодействия права и обычая, влияние друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список  использованной литературы:

        I. Нормативный материал

        1)Конституция Российской Федерации:  принята всенар.голосованием 12 дек.1993г.//Россгаз.-1993.-25дек.

        2)О Конституционном Суде Российской  Федерации: федер.конституционный закон 12 июля 1994г №1//Собр.законодательства РФ.-1994.-№13.-Ст.1447.

        3)Гражданский кодекс Российской  Федерации часть первая 19июля  2007г.

        II Специальная литература

      1) Апресян Р.Г. Новая философская  энциклопедия/ отв.ред. Степина В.С.-М,Мысль 2001.-752с.

      2)Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре/Байбурин А.К., Бабаев М.В.-СПб.: Знак, 1993.-376.

      3)Белкин А.А. Обычаи и обыкновения  в государственном праве: учеб.пособие/Белкин А.А., Жарников В.Г.- М.: Зерцало, 2006.-74с.

      4)Кравченко А.И. Культурология:  учеб.пособие/Кравченко А.И., Соловьев Г.Д.-М., Академический проспект, 2001.- 174с.

      5)Малова А.В. Правовой обычай  и его виды//Сиб.юрид.вестн.-2007.-№1.-С.54-57.

      6)Матузов Н.И., Малько А.В.: учебник/Матузов Н.И., Малько А.В.-М., Юристъ, 2004.- 270с.

      7)Морозова В.Н.: учебник/Морозова  В.Н., Сладков Г.Б.-М., Зерцало,2004.-442с.

      8)Ожегов С.И. Словарь русского  языка/под ред. Шведовой Н.Ю.-М.,1987.-848с.

      9)Соловьев В.С. Оправдание добра/под  ред.Соловьева В.С..-М.,:Омега,1990.-168с.

      10)Хропанюк В.Н. Теория государства и права:учеб.пособие/под ред. Стрекозова В.Г.-2-е изд.,доп.-М.,Норма,1995.-382с.

      11)Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин//События.-2007.№21.-2апр.

      12)Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: учеб.пособие/Четвернин В.А.-М.,2003.-204с

      -----------------------

[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М, 2004. С.136.

[2] Пьянов  Н.А. Консультации по теории  государства и права: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 139.

[3] Пьянов  Н.А. Консультации по теории  государства и права: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 140.

[4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М, 1995. С. 196-197.

[5] Соловьев  В.С. Оправдание добра. М, 1990. С. 72-73.

[6] Кравченко  А.И. Культурология: учеб. пособие. М, 2001. С. 124.

[7] Морозова  Теория государства и права.  М, 1997. С. 201.

[8] Четвернин. Введение в курс общей теории права и государства: учеб.пособие. М, 2003. С. 167.

[9] Ожегов  С.И. Словарь русского языка/под.ред. Шведовой Н.Ю. М, 1987. С. 658.

[10] Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993. С. 15.

[11] Апресян  Р.Г. Новая философская энциклопедия. М, 2001. С.463.

[12] Ожегов  С.И. Словарь русского языка/  под.ред. Шведовой Н.Ю. М.,1987. С.342.

[13] Пьянов  Н.А. Консультации по теории  государства и права: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 298-299.

 

[14] Пьянов  Н.А. Консультации по теории  государства и права: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 299-300.

[15] Конституция  РФ

[16] ФКЗ

[17] ГК

[18] Там же

[19] Российская  газета. 1999. 30 апреля,1-5 мая.

[20] Конституция  Российской Федерации.


Информация о работе Понятия «право» и «обычай»