- достоверный
учет извлекаемых и оставляемых
в недрах запасов основных и совместно с ними
залегающих полезных ископаемых и попутных
компонентов при разработке месторождений
полезных ископаемых;
- охрана месторождений
полезных ископаемых от затопления,
обводнения, пожаров и других
факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность
месторождений или осложняющих их разработку;
- предотвращение
загрязнения недр при проведении
работ, связанных с пользованием
недрами, особенно при подземном
хранении нефти, газа или иных
веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства,
сбросе сточных вод;
- соблюдение
установленного порядка консервации
и ликвидации предприятий по
добыче полезных ископаемых и
подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых;
- предупреждение
самовольной застройки площадей
залегания полезных ископаемых и соблюдение
установленного порядка использования
этих площадей в иных целях;
- предотвращение накопления
промышленных и бытовых отходов
на площадях водосбора и в
местах залегания подземных вод,
используемых для питьевого или промышленного
водоснабжения.
5. В соответствии со статьей
23-3 указанного Закона пользователи
недр, осуществляющие первичную переработку
получаемого ими из недр минерального
сырья, обязаны обеспечить:
- строгое соблюдение технологических
схем переработки минерального
сырья, обеспечивающих рациональное,
комплексное извлечение содержащихся
в нем полезных компонентов;
учет и контроль распределения
полезных компонентов на различных
стадиях переработки и степени их извлечения
из минерального сырья;
- дальнейшее изучение
технологических свойств и состава
минерального сырья, проведение
опытных технологических испытаний
с целью совершенствования технологий
переработки минерального сырья;
- наиболее полное использование
продуктов и отходов переработки
(шламов, пылей, сточных вод и
других); складирование, учет и
сохранение временно не используемых
продуктов и отходов производства,
содержащих полезные компоненты.
6. В соответствии со статьей
24 указанного Закона к основным
требованиям по обеспечению безопасного
ведения работ, связанных с пользованием
недрами относятся:
- проведение комплекса
геологических, маркшейдерских и
иных наблюдений, достаточных для обеспечения
нормального технологического цикла работ
и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное
определение и нанесение на планы горных
работ опасных зон;
- осуществление специальных
мероприятий по прогнозированию
и предупреждению внезапных выбросов
газов, прорывов воды, полезных ископаемых
и пород, а также горных ударов;
- управление деформационными
процессами горного массива, обеспечивающее
безопасное нахождение людей
в горных выработках;
- разработка и проведение
мероприятий, обеспечивающих охрану работников
предприятий, ведущих работы, связанные
с пользованием недрами, и населения в
зоне влияния указанных работ от вредного
влияния этих работ в их нормальном режиме
и при возникновении аварийных ситуаций.
7. В соответствии со статьей
26 указанного Закона при полной
или частичной ликвидации или консервации
предприятия либо подземного сооружения
горные выработки и буровые скважины должны
быть приведены в состояние, обеспечивающее
безопасность жизни и здоровья населения,
охрану окружающей природной среды, зданий
и сооружений, а при консервации - также
сохранность месторождения, горных выработок
и буровых скважин на все время консервации.
8. В соответствии со статьей
7 Закона Российской Федерации
"О недрах" технические проекты согласовываются
с органами государственного горного
надзора.
9. В соответствии
с пунктом
5 Положения о Федеральном горном
и промышленном надзоре России Госгортехнадзор
России и его территориальные органы (далее
- органы Госгортехнадзора России) осуществляют
государственный горный надзор, в том
числе при геологическом изучении недр,
государственный контроль за соблюдением
норм и правил при составлении и реализации
проектов по добыче и переработке полезных
ископаемых, использованию недр в целях,
не связанных с добычей полезных ископаемых,
а также согласование указанных проектов.
10. В соответствии
с пунктом
6 указанного Положения органы
Госгортехнадзора России имеют право
назначать проведение экспертизы в области
использования и охраны недр, привлекать
в установленном порядке специалистов
для проведения этих экспертиз, а также
принимать меры по устранению нарушений
правил, норм и стандартов при составлении
и реализации проектов по добыче и переработке
полезных ископаемых, использовании недр
в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, по охране недр, безопасному
ведению работ при геологическом изучении
недр.
11. В соответствии
со статьей
13 Федерального закона "О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов" экспертизе промышленной
безопасности подлежит проектная документация
на строительство, расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение, консервацию
и ликвидацию опасного производственного
объекта.
В соответствии
с приложением
1 к указанному Закону к категории
опасных производственных объектов относятся
объекты, на которых ведутся горные работы,
работы по обогащению полезных ископаемых,
а также работы в подземных условиях.
12. В соответствии
с п.2 Положения о лицензировании деятельности
по производству маркшейдерских работ
производство маркшейдерских работ включает
в себя пространственно-геометрические
измерения горных разработок и подземных
сооружений, определение их параметров,
местоположения и соответствия проектной
документации, наблюдения за состоянием
горных отводов и обоснование их границ,
ведение горной графической документации,
учет и обоснование объемов горных разработок,
определение опасных зон и мер охраны
горных разработок, зданий, сооружений
и природных объектов от воздействия работ,
связанных с пользованием недрами.
В соответствии
с п.6 указанного Положения органы Госгортехнадзора
России при проведении лицензирования
производства маркшейдерских работ имеют
право привлекать специализированные
органы и организации, а также отдельных
специалистов для независимой оценки
соответствия соискателя лицензии лицензионным
требованиям и условиям.
13. Технические
проекты на пользование участками
недр и дополнения к ним,
согласуемые органами Госгортехнадзора
России, могут состоять из проектов
строительства и эксплуатации подземных
сооружений, технико-экономических обоснований,
технологических схем, проектов разработки
(опытно-промышленной разработки, пробной
эксплуатации, реконструкции, ликвидации,
консервации) и обустройства месторождений
полезных ископаемых, проектов и технологических
схем переработки минерального сырья,
проектов производства маркшейдерских
и геологических работ, иной проектной
документации на пользование участками
недр и соответствующих технических заданий
на проектирование (далее - проектная документация).
14. В соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.06.1995 N 610, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 04.06.02 N 382, осуществляется повышение
не реже 1 раза в 3 года квалификации индивидуального
предпринимателя и работников юридического
лица, осуществляющих производство маркшейдерских
работ, а также в установленном порядке
аттестацию на знание требований стандартов
(норм, правил) в области безопасного ведения
работ, связанных с пользованием недрами,
и охраны недр не реже одного раза в три
года.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
За нарушения в области использования
и охраны недр предусматриваются
дисциплинарная, административная (ст.
8.7, 8.9, 8.10, 8.11 КоАП РФ), уголовная (ст. 255,
216 УК РФ) и имущественная ответственность.
Нарушение правил охраны и использования
недр при проектировании, размещении,
строительстве, вводе в эксплуатацию
и эксплуатации горнодобывающих
предприятий и подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых,
а также самовольная застройка площадей
залегания полезных ископаемых, если эти
действия повлекли значительный ущерб,
считаются правонарушением.
Недрами является часть земной коры,
расположенная ниже почвенного слоя и
дна водоемов. Правила их охраны регламентируются
горным и геологическим законодательством
страны. Нарушения состоят в затоплении,
обводнении или пожаре, когда в результате
снижается качество полезных ископаемых,
в сбросе сточных вод, размещении отходов
производства, загрязнении недр, накоплении
промышленных отходов в местах источников
питьевого или промышленного водоснабжения.
Сюда же относятся неизвлечение попутных
компонентов, несоблюдение условий лицензии
на добычу полезных ископаемых, непроведение
полного геологического изучения недр
перед строительством. Застройка площадей
разрешается только при отсутствии полезных
ископаемых в недрах под участком застройки.
Ущерб от нарушения правил использования
недр включает потери полезных ископаемых,
ухудшение состояния земли, рост затрат
на добычу полезных ископаемых и т.п.
В 2003 г. по ст. 255 УК РФ было возбуждено
2 уголовных дела, в 2004 г. -12; в 2005 г. - 15;
в 2006 г. - 10; в 2007 г. - 8, в 2008 г. - 0; в 2009
г. - О1. Парадоксальность ситуации заключается
в том, что несмотря на многочисленные
факты (в том числе находящие отражение
в средствах массовой информации) нарушений
в сфере недропользования, количество
возбуждаемых ежегодно уголовных дел
и соответственно число, привлекаемых
к уголовной ответственности лиц, к которым
должны быть приняты меры по возмещению нанесенного
ущерба, сравнительно невелико.
Во многом проблема заключается
в том, что уголовно-правовая оценка
нарушений правил охраны и использования
недр, как и криминалистическое обеспечение
выявления, раскрытия указанных преступлений
и расследования возбуждаемых уголовных
дел, чрезвычайно осложнены. В ходе предварительной
проверки материалов, по совершенным правонарушениям
возникает необходимость сопоставления противоречащих экологических
и экономических интересов, а также большое
число технических, технологических, экологических
и правовых вопросов, требующих специальных
знаний, что затрудняет уяснение характера
и степени общественной опасности деяния.
Избыточное количество нормативных правовых
актов, к которым необходимо обращаться
при расследовании нарушений правил охраны
и использования недр для определения
состава преступления, усугубленное отсутствием
сложившейся следственной и судебной практики
по указанной категории уголовных дел,
порождает трудности в правоприменительной деятельности
по противодействию и предупреждению
экологических преступлений, связанных
с нарушением правил охраны и использования
недр.
Статья 255. УК РФ Нарушение правил охраны
и использования недр |
Комментарий к статье 255
1. Общественная опасность нарушения
правил охраны и использования
недр заключается в подрыве
экологической безопасности России,
причинении нарушением указанных
правил значительного ущерба.
Диспозиция статьи описывает общественно
опасные деяния, относящиеся к категории
преступлений небольшой тяжести.
2. Основным объектом преступного
посягательства является экологическая
безопасность общества, обеспечиваемая
рациональным использованием и
охраной недр.
3. Предметом посягательства следует
считать недра как часть земной
коры, расположенной ниже почвенного
слоя и дна водоемов и водотоков,
простирающейся до глубин, доступных
для геологического изучения
и освоения (см. преамбулу Закона
РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
(СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823)).
4. Объективная сторона состава преступления
выражается в нарушении правил охраны
и использования недр при: а) проектировании;
б) размещении; в) строительстве; г) вводе
в эксплуатацию; д) эксплуатации горнодобывающих
предприятий или подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых;
е) при самовольной застройке площадей
залегания полезных ископаемых. Соответствующее
нарушение правил может явиться результатом
как действия, так и бездействия виновного
лица. Активное преступное поведение может
быть выражено в самовольной добыче полезных
ископаемых, запредельной разработке
недр, самовольной застройке площадей
залегания полезных ископаемых, разработке
недр после истечения срока пользования
ими и т.д. Пассивное преступное поведение
может быть выражено в несоблюдении условий,
указанных в лицензии на добычу полезных
ископаемых.
4.1. Проектирование см. в п. 8.1 коммент.
к ст. 246.
4.2. Размещение см. в п. 8.5 коммент. к ст.
246.
4.3. Строительство см. в п. 8.6 коммент.
к ст. 246.
4.4. Ввод в эксплуатацию см. в п. 8.7 коммент.
к ст. 246.
4.5. Эксплуатация - фактическое использование
горнодобывающих предприятий или
подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых,
с целью извлечения выгоды.
4.6. Самовольная застройка - возведение
без надлежащего на то разрешения постоянных
или временных строений на площадях залегания
полезных ископаемых.
4.7. Проектирование и строительство населенных
пунктов и хозяйственных объектов возможны
только после получения заключения федерального
органа управления государственным фондом
недр или его территориального подразделения
об отсутствии полезных ископаемых в недрах
под участком предстоящей застройки. Застройка
площадей залегания полезных ископаемых,
размещение в местах их залегания подземных
сооружений допускаются с разрешения
федерального органа управления государственным
фондом недр или его территориальных подразделений
и органов государственного горного надзора
только при условии обеспечения возможности
извлечения полезных ископаемых или доказанности
экономической целесообразности застройки
(Закон РФ "О недрах").
5. Обязательным признаком объективной
стороны состава преступления является
наличие средств совершения преступления.
Таковыми являются: а) горнодобывающие
предприятия; б) подземные сооружения;
в) самострой.
5.1. Горнодобывающее предприятие - это
инженерное сооружение (установка, комплекс),
осуществляющее производственную деятельность
в сфере добычи полезных ископаемых.
5.2. К подземным сооружениям относятся
колодцы, шахты, хранилища, канализационные
и прочие коммуникации, не связанные с
добычей полезных ископаемых.
5.3. Самострой означает самовольное, без
надлежащего на то разрешения возведение
сооружения на территории залегания полезных
ископаемых.
6. Недра в соответствии с Законом РФ "О
недрах" (см. ст. 11) предоставляются в
пользование на основании лицензий. Лицензия
является документом, удостоверяющим
право ее владельца на пользование участком
недр в определенных границах в соответствии
с указанной целью в течение установленного
срока при соблюдении им заранее оговоренных
требований и условий. Предоставление
лицензий на право пользования недрами
осуществляется одновременно с предоставлением
права на пользование соответствующими
земельными участками.
7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный
характер, поскольку для надлежащей квалификации
общественно опасного деяния как преступления
отсылает правоприменителя к иным законам
и подзаконным нормативным правовым актам.
Из числа таковых можно выделить: Закон
РФ "О недрах"; Правила охраны недр,
утв. Постановлением Госгортехнадзора
России от 06.06.2003 N 71 (РГ. 2003. N 118); Правила
охраны недр при переработке минерального
сырья, утв. Постановлением Госгортехнадзора
России от 06.06.2003 N 70 (РГ. 2003. N 118); Положение
о порядке выдачи разрешений на застройку
площадей залегания полезных ископаемых,
утв. Постановлением Госгортехнадзора
России от 30.08.1999 N 64 (БНА. 1999. N 38); Положение
о порядке лицензирования пользования
недрами, утв. Постановлением Верховного
Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 (Ведомости РФ.
1992. N 33. Ст. 1917); Порядок переоформления
лицензий на пользование участками недр,
утв. Приказом МПР России от 19.11.2003 N 1026
(в ред. от 19.10.2004) (БНА. 2004. N 5; N 45); и т.д.
8. По законодательной конструкции состав
преступления является материальным.
Преступление окончено (составом) в момент
причинения в результате нарушения правил
охраны и использования недр значительного
ущерба.
8.1. Значительность ущерба определяется
экспертным путем, исходя из количества
добытого материала, времени пользования
недрами, площади места совершения преступления,
реального вреда, нанесенного окружающей
среде, и т.д.
9. Субъективная сторона состава преступления
характеризуется виной в форме умысла
или неосторожности. Например, если виновное
лицо осознавало незаконность самовольной
застройки площади залегания полезных
ископаемых, предвидело возможность причинения
этим значительного ущерба и, хотя не желало,
но сознательно допускало наступление
указанного вреда либо относилось к его
наступлению безразлично, то следует вести
речь о косвенном умысле. При неосторожном
нарушении правил охраны и использования
недр последствия нарушения также будут
считаться наступившими по неосторожности,
например, если ответственное по службе
лицо не выполняет возложенных на него
служебных обязанностей, в силу того что
"не находит времени" для ознакомления
с соответствующими правилами.
10. Субъект преступного посягательства
- физическое вменяемое лицо, достигшее
к моменту его совершения 16-летнего возраста.
Таковым может быть как официальный пользователь
недр, так и лицо, осуществляющее использование
недр самовольно. |