Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных прав и свобод человека, прав народа, раскрыть структуру прав, определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть институт прав и свобод, определить их место в правовом регулировании;
3. Дать характеристику прав и свобод человека, представить основные виды;
4. Выделить механизм защиты прав и свобод;
5. Рассмотреть права народа в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Права и свободы человека………………………………………………….5
1.1. Институт прав и свобод: понятие и место в правовом
регулировании…………………………………………………………………5
1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………..13
1.2.1. Конституционные права и свободы…………………………………..13
1.2.2. Личные (гражданские) права и свободы человека…………………..17
1.2.3. Политические права и свободы гражданина…………………………20
1.2.4. Социально-экономические и культурные права и свободы………...22
1.3. Механизм защиты прав и свобод: гарантии и ограничения…………..25
2. Права народа в Российской Федерации………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

          2. Права народа в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации в понятие «народ»  вкладывает по меньшей мере три базовых  значения.

Во-первых, народ как политическая общность (многонациональный народ Российской Федерации), источник и субъект публичной власти (Преамбула и ст. 3 Конституции РФ).

Народ как политическая общность – это граждане Российской Федерации, обладающие политическими  правами и свободами по Конституции  РФ. Многонациональный народ России: а) является учредителем Конституции России, проголосовав за нее на общенациональном референдуме 12 декабря 1993 г.; б) признается носителем и единственным источником власти в Российской Федерации.

Во-вторых, народ как территориальная общность, как население определенной территории (статьи 9, 69, 71 Конституции РФ).

Статья 9 Конституции  РФ упоминает о народах, проживающих  на соответствующей территории, основой  жизни и деятельности которых  признается земля и другие природные  ресурсы. Кроме того, в конституционное  законодательство впервые вводится такое понятие, как «коренные малочисленные народы» (ст. 69), и в нем признаются права «национальных меньшинств» (ст. 71).

В-третьих, народ как наднациональная политико-территориальная общность, обладающая правом на равноправие и самоопределение (Преамбула, ст. 5 Конституции РФ).

Народ как политико-территориальная  общность, представляющая территорию (субъект Федерации), – не есть какая-то однородная в этническом отношении общность. Это общность лиц разной национальности, религиозной ориентации, политической, социальной принадлежности и т.д., исторически объединенных проживанием на одной территории. При этом главным критерием идентификации народа как общности является объединение единой территорией проживания. Факторы этничности, религиозности, политической и социальной принадлежности, не являясь обязательными, усиливают или снижает консолидированность. Что актуально для Российской Федерации и ее субъектов.

На территории Российской Федерации проживают народы, представляющие собой калейдоскопическую по целому ряду количественных, социально-политических, экономических, идеологических, культурных, религиозных, этнических факторов структуру. В связи с этим наиболее адекватным представляется понимание народа как целостного национального организма со своим самосознанием, историей, языком, стремлением к выживанию и самоопределению.

По переписи населения  Российской Федерации 2002 г. его численность  составляет 145 млн. 167 тыс. человек, представляющих более 180 народов. Их можно объединить в четыре основные группы: государствообразующий титульный народ страны (русские), коренные титульные народы субъектов РФ, коренные малочисленные народы регионов, национальные меньшинства.

Права народов – это особые коллективные права человека, связанные с его принадлежностью к определенной территориальной, политической, национальной (наднациональной) общности; права, характеризуемые возможностью их реализации только общностью; права, определяемые как система международно-правовых норм, регулирующих положение этих общностей в мире (государстве) и создающих надежные гарантии для их сохранения, жизни и развития35.

Эти права имеют качественно  иные свойства, определяемые целями и  интересами коллективного образования. В то же время коллективные права  не должны игнорировать прав человека, подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Их правомерность должна проходить проверку «человеческим измерением» – правами индивида. Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, ибо ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человечества в целом.

Такой подход является единственно  правильным, однако его не просто реализовать  в жизни. К примеру, противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов при отстаивании права на самоопределение. Легитимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, религиозных убеждений и т.д.

История становления  прав народов насчитывает почти  пять веков. При этом правомерно выделить четыре периода в их развитии.

Первый период – период ликвидации феодализма на Западе и победы капитализма. Вехами стали революции XVI века (Нидерланды), XVII века (Англия), XVIII века (Америка и Франция).

В этот период в качестве научного понятия и политико-правового принципа выдвигается право народов на суверенитет. У истоков – Жан Боден – французский общественно-политический деятель и юрист. Далее идеи суверенитета развиты Т. Гоббсом, Г. Гроцием, А де` Токвилем и др.

Второй период – связан с возникновением империализма (конец XIX - начало XX века).

В этот период появляется идея права народов на самоопределение. Изначально в изложении швейцарского юриста-международника И. Блюнчли. В дальнейшем она стала программным требованием российских социал-демократов. После 1-й Мировой войны права народов на самоопределение признали многие лидеры западных стран.

Третий период – советский. Точка отсчета – Октябрьская революция 1917 года.

Наиболее актуальными  стали: право на существование, право  на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами и собственным богатством, право на свою территорию, право на развитие всех народов, в т.ч. коренных малочисленных народов, национальных, религиозных, языковых меньшинств.

Четвертый период – этнический ренессанс. Связан с оживлением национальных проблем в мире (с конца 80-х годов XX века) 36.

На первый план выдвинулись: право на сохранение своей самобытности, защиту от стандартизации жизни, от этнической унификации, право на достойную жизнь, право на свободу волеизъявления, право на участие в решении национальных и глобальных проблем, право на информацию о других народах.

Фундаментом всех прав являются принципы равноправия и самоопределения  народов, что подтверждено в Уставе ООН, в международных пактах о  правах человека, в «Декларации тысячелетия» – основополагающего документа  третьего тысячелетия.

Поскольку права народов – это права человека, хотя и особенные (т.е. коллективные), правомерна их такая же классификация по сферам общественной жизни, как и прав человека: внутренне присущие (сродни личным), политические, экономические, социальные и культурные37.

Внутренне присущие права: на самоопределение; на самоидентификацию (имя, язык).

Политические права: на власть; на суверенитет; на равноправие  с другими народами; на национальную и международную безопасность (на мир); на участие в решении национальных и глобальных проблем.

Экономические права: на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами; на свободное распоряжение собственными богатствами.

Социальные права: на государственную поддержку; на достойную  жизнь; на справедливое с другими народами распределение прав и возможностей.

Культурные права: на культурное развитие; на самобытность; на информацию о других народах.

Как обеспечивается реализация этих прав в Российской Федерации?

а) Внутренне присущие права:

Право народов на самоопределение.

Принцип права народов  на самоопределение окончательно утвердился в международном праве после Второй Мировой войны. В главе I Устава ООН (1945) в ряду основных целей ООН определено: «развивать дружественные отношения между народами на основе принципа равноправия и самоопределения народов» (ст. 1. п. 2).

Эти установки Устава ООН нашли свое развитие в последующих  международных пактах и соглашениях. При этом необходимо заметить:

1. Принцип права народов на самоопределение не следует противопоставлять принципу территориальной целостности государств. Да и понятие территориальной целостности в Уставе ООН отсутствует, в нем речь идет о «территориальной неприкосновенности».

2. Сферы предназначения и применения данных принципов различны. Принцип территориальной целостности касается, прежде всего, международных отношений, а принцип самоопределения народов сугубо внутригосударственный.

3. Самоопределение присуще не государству, а народу или национально-государственному (территориальному) образованию, которое реализуется не в межгосударственных отношениях, а в процессе развития многонационального государства.

4. Внутригосударственный характер принципа самоопределения определяется и тем, что он предполагает разные формы его реализации в составе определенного государства или выхода из него, а не в системе ООН или иных организаций международного сообщества.

Некоторые народы могут  самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.

5. Реализация права какого-либо народа на самоопределение должна осуществляться через явно выраженную волю (референдум).

Специфика Российской Федерации как многонационального государства породила сложный комплекс политико-правовых и социально-экономических проблем с первых дней ее возникновения. В этой связи принимались «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918) и другие акты, которые заложили конституционные основы равноправия и суверенитета всех народов России. Основные демократические политико-правовые принципы равноправия и суверенитета народов нашли отражение в последующих конституциях РСФСР и новой России.

Сегодня по духу Конституции  Российской Федерации при определении  той или иной формы самоопределения  основополагающим критерием является то, что субъектом его должны быть не только конкретные «титульные» нации, а народ в целом, то есть население исторически определенной территории. Кроме сохранения своего имени в названии республики, автономного округа и автономной области, ничто другое не должно быть исключительным правом людей «титульной» нации (для республики – еще и признание языка государственным).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

 

В заключении следует конкретизировать некоторые положения. Основные права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как существующие независимо от конкретного законодательства естественные права. Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления государственного органа на федеральном уровне.

С одной стороны  основные права олицетворяют решения  законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке.

Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности.

В курсовой работе в первой главе были рассмотрены теоретические основы прав и свобод человека, дана их характеристика, раскрыты содержание и основные признаки, а также проведен анализ механизма защиты прав и свобод, выделены гарантии и ограничения.

Вторая глава представляет анализ прав народа в Российской Федерации.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Нормативно-правовые  акты

 

1. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000 г., № 7

2. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)

3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ред. от 31.12.2005)

4. Конституция РФ (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)

5. Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах// Международные акты о правах человека. М., 2000

6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» // Российская газета. – 23.07.1994.

7. Указ Президента Российской Федерации № 120 от 01 февраля 2011 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"

 

2. Теоретические источники

 

8. Азаров А., Ройтер  В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы.  М.: Московская школа прав человека, 2000

Информация о работе Права и свободы человека