Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Вопрос прав и свобод человека и гражданина на сегодня является важнейшей проблемой внутренней и внешней политики всех государств мирового содружества. Именно состояние дел в сфере обеспечения прав и свобод человека, их практической реализации является тем критерием, по которому оценивается уровень демократического развития любого государства и общества в целом. Права и свободы человека и гражданина исторически возникают с развитием демократии, порождены ею и могут реально существовать и развиваться только в демократическом обществе. Свертывание демократии всегда начинается с ограничений (прямых или косвенных) прав и свобод человека и гражданина.
Введение………………………………………………………………..……
3
Права человека и демократия………………………………….…………..
4
Культура мира, ее влияние на права человека и демократию………………………………………………………………………..
9
Заключение………………………………………………………………………..
18
Список использованной литературы ……………………………………….............
Курсовая работа
по дисциплине: «Права человека»
на тему:
Права человека, демократия и культура мира
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Права человека и демократия………………………………….………… |
4 | |
Культура мира, ее влияние
на права человека и демократию…………………………………………………… |
9 | |
Заключение…………………………………………………… |
18 | |
Список использованной литературы ………………………………………............. |
19 |
Введение
Вопрос прав и свобод человека и гражданина на сегодня является важнейшей проблемой внутренней и внешней политики всех государств мирового содружества. Именно состояние дел в сфере обеспечения прав и свобод человека, их практической реализации является тем критерием, по которому оценивается уровень демократического развития любого государства и общества в целом. Права и свободы человека и гражданина исторически возникают с развитием демократии, порождены ею и могут реально существовать и развиваться только в демократическом обществе. Свертывание демократии всегда начинается с ограничений (прямых или косвенных) прав и свобод человека и гражданина.
В свою очередь на развитие демократии, а значит и прав человека, неотъемлемое влияние оказывает исторически сложившаяся культура народов. Культурное многообразие современного мира определяет множественность моделей прав человека, которые будут рассмотрены в работе.
Таким образом, цель данной работы – изучение, анализ фундаментальных институтов – прав человека, демократии и культуры мира, определение их взаимосвязи и взаимозависимости.
1. Права человека и демократия
Права человека продолжают оставаться одной из главных тем и в общественных науках, и в повседневной реальности. Эта тема многогранна, многозначима, и актуальна для каждой личности в силу высшей ценности прав, охватываемых самыми различными аспектами индивидуального и общественного бытия. Множество определений, направленных на раскрытие сущности прав и свобод человека, говорит о сложности рассматриваемой категории, о его многоплановости и междисциплинарности. Права человека – это легитимные притязания человека, на жизненные блага, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности, основанные на их естественно-природном происхождении, и наличие которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства. Эти притязания человек приобретает от факта своего рождения, права ему никем не дарованы и потому не могут быть отняты или изъяты, т.е. они неотъемлемы и неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав.
Права человека базируются на принципах, которые формировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации – Конституции 1993г., вобравшей в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека 1948г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г., в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. и ряде других актов:
права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
права человека — высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита — обязанность государства;
права человека — средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных нравами человека;
обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц
основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;
коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным нравам, ограничивать правовой статус личности;
права человека регулируются Законом;
права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их.
Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческого измерения" противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой н нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
Подлинный смысл права человека обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, формального равенства, признания самоценности человека.
Демократия переводится с древнегреческого как «народовластие» (слово «demokratia», состоящее из двух слов «demos» — народ и «kratos» — власть, правление). Классическое определение демократии принадлежит американскому президенту А. Линкольну: "Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа".
В теории государства и права демократию принято считать одним из политических режимов. Демократия - режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия. Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право. Признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вместе с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.
Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредственной. Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению непосредственной демократии относятся референдумы, выборы.
Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.
Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представительная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представительная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.
Демократия обеспечивает естественные условия для защиты и эффективной реализации прав человека. Эти ценности отражены во Всеобщей декларации прав человека и дополнительно разъяснены в Международном пакте о гражданских и политических правах, закрепляющем совокупность политических прав и гражданских свобод, которые являются основой истинно демократических государств. Связь между демократией и правами человека зафиксирована в статье 21(3) Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948г., гласящей: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. и более поздние документы о правах человека, устанавливающие права групп населения (например, коренного населения, меньшинств, инвалидов), одинаково важны для демократии, так как они обеспечивают объективное распределение материальных ценностей, а также равенство и справедливость в отношении реализации гражданских и политических прав.
Важно отметить, что демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:
2. Культура мира, ее влияние на права личности и демократию
Права человека, демократия возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. То есть культура оказывает неотъемлемое влияние на развитие демократии и обеспечение прав человека.
Как и права человека, культура является чрезмерно многогранным и сложным явлением, относительно которого сложились различные концепции и идеи.
О.Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание культуры. Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. “Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира - как природы”, или - одно и то же – “у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в ещё более высокой степени у каждой культуры есть собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление”1. По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована им со всей возможной выразительностью. “Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения2”. Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятья первобытной души. Однако протекание культуры не есть плавный, спокойный процесс. Это живое бытие есть напряженная страстная борьба: внешняя – за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя – за утверждение ее власти над бессознательным, куда этот хаос, злобствуя, укрывается. При этом по концепции Шпенглера цивилизация есть гибель культуры, ее последняя стадия.
Информация о работе Права человека, демократия и культура мира