Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Правовая культура граждан является важнейшим условием любого правового государства. Для правильного его формирования рассмотрение правовой культуры необходимо с точки зрения обозначения неких правовых ценностей и идеалов, к которым следует стремиться всему обществу в целом и каждому гражданину в частности. Правовая культура включает в себя все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства. Но проблема заключается в том, что не каждый человек понимает, что имеется в виду, когда говорят о правовой культуре. В данной работе мы, как раз, и попытаемся разобраться в этом вопросе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие правовой культуры

§1. Понятие правовой культуры
§2. Структура правовой культуры
§3. Функции правовой культуры

Глава 2. Виды и уровни правовой культуры
Глава 3. Способы повышения правовой культуры

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие правовой культуры

 

§1. Понятие правовой культуры

§2. Структура правовой культуры

§3. Функции правовой культуры

 

Глава 2. Виды и уровни правовой культуры

Глава 3. Способы повышения правовой культуры

 

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовая культура граждан является важнейшим условием любого правового государства. Для правильного его формирования рассмотрение правовой культуры необходимо с точки зрения обозначения неких правовых ценностей и идеалов, к которым следует стремиться всему обществу в целом и каждому гражданину в частности. Правовая культура включает в себя все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства. Но проблема заключается в том, что не каждый человек понимает, что имеется в виду, когда говорят о правовой культуре. В данной работе мы, как раз, и попытаемся разобраться в этом вопросе.

Объектом нашей работы является правовая культура как общественное явление.

Предметом исследования является сущность, содержание, формирование и развитие правовой культуры.

 Целью этой работы является комплексное изучение данного явления.

Для достижения данной цели нам необходимо выполнение следующих задач:

    1. Изучение различных источников по данной теме.
    2. Сопоставление мнений различных авторов касательно сущности и содержания правовой культуры.
    3. Анализ структуры правовой культуры и ее функций в обществе;
    4. Рассмотрение видов и уровней правовой культуры.
    5. Рассмотрение способов повышения правовой культуры и тенденций ее развития.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении мы выделяем предмет и объект исследования, ставим цели и задачи нашей курсовой работы.

В первой главе нашей курсовой работы идет рассмотрение понятия, структуры и функций правовой культуры.

Во второй главе мы рассматриваем виды и уровни правовой культуры.

В третьей главе речь идет о способах повышения правовой культуры.

В нашей работе были использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, описательный метод, исторический, системный, структурно-функциональный.

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие правовой культуры

§1. Понятие правовой культуры

Перед тем, как перейти к рассмотрению понятия «правовая культура», немного скажем о том что же из себя представляет общее понятие «культуры».

Понятие «культура» берет свое начало от латинского слова «cultura» («возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, обрабатывание»), которое обозначало функцию, связанную с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу.

Культуру можно рассматривать с различных точек зрения, а именно: с антропологической точки зрения культура рассматривается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных. С социологической точки зрения культура понимается как сумма духовных ценностей и является компонентом общественной жизни. С философской точки зрения культура рассматривается вкупе с такими явлениями, которые выделяются чисто аналитически и никак не связаны с общественным развитием.1

Понятие культуры употребляется, как минимум в двух значениях:

  1. Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление.
  2. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Понятие культуры многозначно и у разных авторов трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые из определений культуры.

В словаре Ожегова понятию культуры дается несколько определений:

1) культура – это совокупность  достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении;

2) культура – это то же, что  и культурность, то есть степень  общественного и умственного  развития, присущая кому-нибудь.

3) культура – разведение, выращивание  какого-либо растения или животного;

4) культура – это высокий  уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.2

В Советском Энциклопедическом словаре культура понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Также понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; в более узком смысле культура описывается как сфера духовной жизни людей.3

Перейдем к понятию «правовая культура». Это понятие является многогранным и у разных авторов трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые из его определений.

«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».4

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем,  качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека». 5

Е.В. Аграновская определяет правовую культуру как “элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка.” Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – “это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.” По мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)».6

В учебном пособии Л.А. Морозовой мы также можем найти определения В.И. Каминской и А.Р. Ратинова, которые рассматривают правовую культуру как «систему осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

В этом же пособии  мы встречаемся с определением В.П. Сальникова, который характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.7

А.Ф. Черданцев рассматривает правовую культуру в узком и широком смыслах. В широком смысле под правовой культурой он понимает все, что создано человечеством в правовой сфере, а именно, право, правовую науку, правосознание, юридическую практику. В своем пособии А.Ф. Черданцев пишет о том, что правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов.

В узком смысле под правовой культурой данный автор понимает уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе. А.Ф. Черданцев говорит о том, что правовая культура является важным условием и средством укрепления законности и правопорядка в обществе и особенно важной является юридическая культура работников государственного аппарата.8

Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры. Ее определяют, с одной стороны, как правовую среду обитания людей, совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции.9 Как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных процессах, продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение.10

§2. Структура правовой культуры

Общей структуры правовой культуры также не существует и разными авторами рассматривается по-разному.

А.П. Семитко среди элементов правовой культуры выделяет:

  1. Уровень развития правосознания населения, т.е. насколько оно информировано в правовом отношении.
  2. Развитие правовой деятельности. Причем ,она проявляется и в теоретической деятельности (различные исследования ученых-юристов), и в образовательной (обучение в юридических учебных заведениях), и в практической – правотворческой и правореализующей.
  3. Степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Определяющее значение здесь имеет законодательство государства, но уровень правовой культуры общества также раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.11

В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. Особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, а именно: а) деятельности непосредственно в правовой сфере; б) деятельности неправового характера, но связанной с действием права (журналистике, кино, литературе и т.д., отражающим правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосознание, а уровень их развития.12

Диаконов В.В. пишет о том, что структура правовой культуры имеет достаточно много уровней и складывается из следующих институтов: позитивное право (т.е. действующее законодательство), источники права, правоотношения, законность и правопорядок, реализация права, государственный аппарат, индивидуально-правовые акты, правосознание, юридическая наука, литература образование. Также он добавляет, что данный перечень является открытым.13

Л.А. Морозова в своем пособии говорит о том, что чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющих: знания о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовывать, в том числе в конфликтных ситуациях.14

§3. Функции правовой культуры

Правовая культура в обществе выполняет ряд функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Первая заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция обеспечивает устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой. Другими словами можно сказать, что данная функция направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения.15

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных факторов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. Все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности посредством восприятия ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Информация о работе Правовая культура