Правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение категории «правовая система».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· рассмотреть понятие, сущность и значение правовой системы общества
· рассмотреть критерии классификации правовых систем
· дать характеристики основным правовым семьям

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2 (передел).doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего англо-американского права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.[8]

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства учёных, являются три группы критериев:

  • исторический генезис (то есть возникновение и их развитие);
  • система институтов права;
  • структура правовых семей.

Наиболее распространёнными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Х. Кётцем.

В соответствии с классификацией Рене Давида, в основе которой лежат два критерия — идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника — выделяются:

  • Романо-германская правовая семья (страны континентальной Европы, а также Латинской Америки, некоторые страны Африки и Азии);
  • Англосаксонская правовая семья  (Великобритания,  США,  Канада, Австралия, Новая Зеландия);
  • Религиозно-правовые семьи (мусульманское право, иудейское право, индуистское право);
  • Социалистическая семья (Китай, Вьетнам, Куба);
  • Семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).[3]

Подход К. Цвайгерта и Х. Кётца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов — происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама. [4]

Таким образом, в современном мире не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Это связано с тем, что на протяжении многих лет появлялись и появляются многочисленные точки зрения, и подходы к определению критериев классификации правовых систем, и, следовательно, выделению различных видов правовых семей. Следовательно, в реальной жизни нет, и не может быть законченной правовой или любой иной классификации, любая выделяющая при этом правовая семья с неизбежностью будет иметь относительный характер. Это объясняется тем, что каждая из правовых семей принадлежит к особому, своеобразному типу правовой цивилизации. У каждой из них специфическая система правовой идентификации. Каждая из систем стремится вложить в явление права собственный социально-этический смысл. Даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ

 

 

Правовые системы, имеющие сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем, объединяются в группы, или, как их принято называть, в правовые семьи. Понятие "правовая семья" отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Рассмотрим основные правовые семьи современности в зависимости от особенностей способов правообразования:

  1. романо-германская правовая семья, или система статутного права;
  2. англосаксонская правовая семья, или система общего права;
  3. религиозная правовая семья.

 

 

2.1 Романо-германская  правовая система 

 

 

Традиции римского права в развитии национальных правовых систем европейских стран были и остались достаточно сильными. Романо-германская (континентальная) правовая система сложилась на основе идей, конструкций, институтов и положений римского права, адаптированных к новым условиям, к новым политико-экономическим отношениям. Восприятие и развитие европейскими странами принципов и институтов римского права получило название рецепции права. Особенности романо-германской системы права сводятся к следующему.

В части понятия правовой нормы важно учесть следующее: для понятийного строя романо-германского права характерно рассмотрение нормы права не только как правила поведения, обладающего всеобщностью и имеющего более широкое значение, чем просто применение в конкретном деле. Оценивая роль правовой нормы, специалисты полагают, что осуществился исторический переход от казуистики судебной практики к общему (норме) руководству при решении юридических дел.

В романо-германском праве юридическая норма не создается судьями. Это продукт законодателя, основанный на изучении практики, на идеях справедливости, морали и политики. Данная правовая система исходит из того, что нельзя создать кодекс, если видеть норму права в каждом решении судьи. Задача кодекса состоит не в решении всех конкретных практических вопросов, а в том, чтобы предложить общее решение тех или иных проблем.[11]

Так называемые романисты всегда искали золотую середину в понимании природы юридической нормы. С одной стороны, нормы права не должны быть слишком общими, ибо тогда они не будут достаточно надежным руководством для практики. С другой - необходима обобщенность, граничащая с неопределенностью, достаточная чтобы регулировать определенный тип отношений. Наибольшая степень конкретизации требуется в уголовном, налоговом, процессуальном праве, значительная степень обобщения - в гражданском и др.

Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи - закон. Законы принимаются высшим представительным органом или путем референдума.

Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государства), которая является правовой основой для всех остальных конституционных и обычных) законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подзаконных актов осуществляют специальные конституционные суды.

Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы - кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.

Значительную роль в качестве источника права романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и т.д.). Как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль для обеспечения соответствия подобных подзаконных актов закону.[5]

Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.

Право состоит не только из норм, сформулированных нормоустановителем, а включает также их акты толкования, в том числе судебных органов. Наличие "вторичных" норм не превращает романо-германскую систему в судейское или прецедентное право. Романо-германское право базируется на принципах и поэтому имеет по сравнению с прецедентными правовыми системами, известные преимущества: простоту и ясность.

Суды осуществляют свободный поиск решений в рамках закона, не будучи абсолютно связанными предшествующими судебными решениями. Судьи обладают известной независимостью и по отношению к закону, ибо в этих государствах право и закон не отождествляются. Такое положение связано с принципом разделения государственной власти, относительной самостоятельностью судебной власти, осуществлением функции конституционного контроля за законодательством.

Творческая роль суда заключается в толковании закона, и теоретически судебная практика не претендует на создание новых правовых норм. Однако в практической жизни есть основания для разграничения юридических норм и правил судебной практики ("вторичных" норм, называемых в юридической литературе нередко "нормы о нормах"). Последние имеют ряд особенностей:

 а) создаются на основе действующих юридических норм;

 б) отличаются нестабильностью (суд может их не учитывать и принять противоречащее им решение);

в) суд не может ссылаться на них как на правовое основание решения.

Романисты нередко полагают, если право понимать широко и не сводить к системе норм, то можно сделать вывод о том, что судебная практика - это источник права, но не правовых норм. Стремясь к стабилизации правопорядка, судебная практика пытается уточнить нормы, сформулированные наиболее общим образом. Кроме того, верховные суды осуществляют контроль за толкованием норм нижестоящими судебными инстанциями. В этих условиях норма, созданная законодателем, - не более чем ядро, вокруг которого вращаются "вторичные" правовые нормы, создаваемые в процессе толкования.

Романо-германское право делится на естественное и позитивное. Такое деление права означает необходимость проверки действующего (позитивного) права на соответствие принципам естественного.

Закон как феномен позитивного права проходит проверку на соответствие его естественному праву, для чего общество создает специальные институты, например конституционный суд. Поскольку именно в конституциях в наибольшей степени выражены идеи и нормы естественного права, то проверка конституционным судом законов и других актов высших органов государственной власти на соответствие конституции, как полагают, есть одновременно проверка на соответствие естественному праву.[6]

Деление права на естественное и позитивное, оценка прав и свобод человека как центральных в правовой системе общества подчеркивает еще одну особенность романо-германского права: общество исходит из примата права перед государством. В этой связи гражданское общество осуществляет контроль за государственным аппаратом, и право здесь выполняет необходимую, свойственную только ему функцию. Дело в том, что только через право, его нормы возможно цивилизованное государственное принуждение, так как только в этом случае оно приобретает разумные основания.

Особенностью романо-германского права является высокий уровень юридической техники, которая выполняет целый ряд сложных функций, позволяющих реализовать идею права в жизнь. Благодаря правилам юридической техники система права приобретает согласованный и непротиворечивый характер и эффективно осуществляется в практике.

Романо-германская правовая семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.[3]

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Термин "романо-германская" был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны про западные тенденции.[2]

Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели "освоить" европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами.

 

 

2.2 Англо-германская  правовая система 

 

 

Становление и развитие англосаксонского права, как и других правовых систем, связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. Как известно, эпохальным для Англии и становления англосаксонской правовой системы в целом является период нормандского завоевания, связанный с захватом Англии Вильгельмом Завоевателем (1066). В этот период в Англии единой правовой системы не существовало, действовали разрозненные местные обычаи, указы королей, другие социальные регуляторы, которые опосредовали общественные отношения. Идеи римского права не прижились и вскоре были вытеснены местными правилами.

Информация о работе Правовая система