Правовая система Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Итальянская Республика
Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Территория – 301,2 тыс. кв. км. Столица – г.Рим.
9Население – 58,2 млн. чел. (1996 г.), 94% – итальянцы.

Содержание

Итальянская Республика
Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

Правовая система  Италии

Содержание

    1. Итальянская Республика
    2. Государственное устройство
    3. Правовая система
      1. Общая характеристика
      1. Гражданское и смежные с ним отрасли права
      2. Уголовное право и процесс
      3. Судебная система. Органы контроля
    1. Литература

Итальянская Республика

Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Территория – 301,2 тыс. кв. км. Столица – г.Рим.

9Население – 58,2 млн. чел. (1996 г.), 94% – итальянцы.

Официальный язык – итальянский.

Религия – 90% населения исповедуют католицизм. Согласно Конституции государство  и католическая церковь независимы и суверенны каждый в своей  сфере. Отношения между ними регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г. и Конкордатом (договором с Ватиканом) 1984 г.

Италия – страна с древнейшей историей и один из очагов мировой  цивилизации. В VIII в. до н.э. латиняне основали город Рим, который к началу нашей эры стал центром огромной рабовладельческой империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византия), в 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варваров. На протяжении почти всего Средневековья и Нового времени Италия представляла собой конгломерат феодальных государств, иностранных владений и независимых городских республик. В 1861 г. создано единое Итальянское королевство. В 1922-1943 гг. в стране был установлен фашистский режим Муссолини. В 1929 г. были заключены Латеранские соглашения с главой католической церкви об образовании на территории г.Рима папского государства Ватикан. В 1947 г. в результате референдума Италия провозглашена республикой.

Государственное устройство

Италия – унитарное  государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму  государственно-территориального устройства именуют "регионалистской"). В стране 20 областей, которые делятся на провинции. Пять областей – Трентино-Альто-Адидже, Валле-д'Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния – обладают специальным статусом (самой широкой автономией). В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы – джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме  правления – парламентская республика.

Политический режим –  демократический. Его характерной  чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в  многочисленных правительственных  кризисах.

Высшая законодательная  власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат  – Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой  входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах  по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест – по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты – 5 лет. Полномочия могут быть продлены "только в законодательном порядке и  лишь в случае войны" (ст.60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и  президиум – постоянный орган  палаты, выполняющий ее функции в  перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых  ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских  комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.

Сенат республики – верхняя  палата Парламента, 315 членов которой  избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным  округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу  система выборов в Сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в  него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто  был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, "если не откажется от этого" (ст.59). Кроме  того, Президент может назначить  в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.

Основное правомочие Парламента – принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого  оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение – обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на утверждение Президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное.

Еще одно важное правомочие парламента – контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.

Глава государства – Президент  Республики. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий – 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет  и пользующийся гражданскими и политическими  правами. Правомочия главы государства  установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает  и увольняет высших должностных  лиц государства, имеет право  помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает  дипломатических представителей иностранных  государств. Президент обладает также  серьезными правами в области  законодательства. Он промульгирует законы, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию. Акты Президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность.

Правительство Италии –  Совет министров – осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает Председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов Правительства. Парламент должен вынести  Правительству вотум доверия  в течение 10 дней после его образования. В Конституции не содержится полного  перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна  практически оно руководит государством. Особенно широки полномочия Правительства  в области управления государственным  аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся  под его контролем. Совет министров  играет большую роль в законодательном  процессе. Пользуясь правом законодательной  инициативы, он вносит свои законопроекты  на обсуждение Парламента и благодаря  поддержке парламентского большинства  добивается их принятия. Правительство  само издает различные акты подзаконного характера- регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава Правительства "направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность". По Конституции Премьер-министр и министры ответственны перед Парламентом: Премьер-министр – за общую политику Правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную – за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится Парламентом на совместном заседании палат.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является "прародиной" романо-германского  права, сложившегося на основе переработанного  римского права.

Основы правовой системы  современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.

В 1865 г. в Италии были приняты  Гражданский, Торговый, Гражданский  процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых  не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.

Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы  с технико-юридической стороны  – Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий.

После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры  первоначально серьезным преобразованиям  подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный  кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции "кодексом Рокко", и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.

Информация о работе Правовая система Италии