Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:21, контрольная работа
Итальянская Республика
Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Территория – 301,2 тыс. кв. км. Столица – г.Рим.
9Население – 58,2 млн. чел. (1996 г.), 94% – итальянцы.
Итальянская Республика
Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература
Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. – одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм. Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права.
Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).
Конституция 1947 г. допускает
издание наряду с законами-актами,
принимаемыми непосредственно Парламентом,
и актов Правительства, имеющих
силу законов (ст.76, 77). "Законодательные
декреты" издаются Правительством в
порядке делегированного
Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.
Гражданское и смежные с ним
отрасли права
Гражданский кодекс 1942 г., в первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит из 6 книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и о защите прав (VI). (Они принимались раздельно в 1938-1941 гг.) При подготовке Кодекса, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, в значительной степени воспринятого в прежних итальянских кодексах, но и Германского гражданского уложения 1896 г., а главное, в нем были выражены концепции самих итальянских цивилистов, стремившихся найти правовую форму, адекватную, на их взгляд, сложившимся в стране конкретным условиям экономики. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделы нового Гражданского кодекса, главным образом в книги об обязательствах (IV) и о труде (V). С точки зрения юридической техники наиболее совершенной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т.д.
Важным дополнением к
Гражданскому стал Навигационный кодекс
1942 г., в котором регулируются правовые
вопросы морских, речных и воздушных
перевозок, в том числе и трудовые
отношения на этих видах транспорта.
В нем содержатся также нормы
об уголовной и дисциплинарной ответственности
за нарушение соответствующих
В сфере частного права
действует целый ряд
Итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения страны. Принятый в 1987 г. Закон признал раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для развода и предусмотрел возможность поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами.
Трудовые отношения в
Италии регулируются наряду с нормами
ГК рядом других законодательных
актов (книга V Гражданского кодекса (о
труде) закрепляет правовое положение
не столько работников, сколько предпринимателей,
а также предприятий и
За последние десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. Создано Министерство культурного наследия и окружающей среды. В 1977 г. издан Закон об основных принципах и мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В 1989 г. законодательно оформлена трехгодичная программа охраны окружающей среды. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения почвы и по улучшению качества природных источников снабжения питьевой водой.
Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1942 г., подвергался впоследствии сравнительно небольшим изменениям (1950 г. и др.).
Уголовное право и процесс
Уголовный кодекс 1930 г. стал
одним из наиболее заметных явлений
в истории буржуазного
После свержения фашистского
режима и принятия Конституции 1947 г.
уголовное и уголовно-
В некоторых законах, принятых
за последние десятилетия, нашла
отражение тенденция к
С 1947 г. началась подготовка
проекта нового УПК: был издан
Специальный закон, поручавший Правительству
издать текст нового Кодекса и
сформулировавший те критерии и принципы,
которым должны были следовать его
составители. Созданная Правительством
комиссия на протяжении нескольких десятилетий
подготовила последовательно
Судебная система. Органы контроля
Общую судебную систему возглавляет
Высший кассационный суд (обычное название
– Кассационный суд). Согласно Закону
о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает
"точное соблюдение и единообразное
толкование закона, единство национального
права", рассматривая в качестве
последней инстанции жалобы по вопросам
права на постановления судов
по гражданским и уголовным делам,
а также споры о компетенции
судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским
делам и 3 – по уголовным. Палаты
возглавляются председателями и
слушают дела в составе 7 судей. Первый
председатель Кассационного суда может
передать на рассмотрение объединенного
заседания суда (из 15 судей) наиболее
сложные кассационные жалобы, в том
числе и уже разрешенные
В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.
Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции – апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.
Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них – председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один – судья Кассационного суда (председательствующий), а другой – член апелляционного суда.
Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей – претором. В большинстве преторий один претор, в других – несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.
Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.
В 1988 г. была реформирована
система судов по делам несовершеннолетних.
В каждом округе апелляционного суда
был учрежден самостоятельный трибунал
по делам несовершеннолетних, который
состоит из двух профессиональных судей
и 2 экспертов (мужчины и женщины).
Трибунал рассматривает дела о правонарушениях
подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы
на постановления трибунала
Учреждения административной
юстиции в Италии образуют самостоятельную
систему во главе с Государственным
советом, одновременно и консультативным
и судебным органом. Он контролирует
законность актов Правительства
и министерств и рассматривает
жалобы на решения областных
Судьи назначаются Президентом
по представлению министра юстиции,
как правило, из числа лиц, имеющих
высшее юридическое образование, окончивших
курсы Министерства юстиции и
после конкурсного отбора зачисленных
на должность судейского аудитора (стажера).
Основную роль в назначении и перемещении
судей, несменяемость которых
Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 – Парламентом на совместном заседании палат и 5 – высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.