Правовая система Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Итальянская Республика
Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Территория – 301,2 тыс. кв. км. Столица – г.Рим.
9Население – 58,2 млн. чел. (1996 г.), 94% – итальянцы.

Содержание

Итальянская Республика
Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

Основным источником права  в Италии являются законодательные  и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. – одна из наиболее демократических  западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм. Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права.

Помимо издания важнейших  законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников  законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и  также именуемых кодексами (так  издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов  о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).

Конституция 1947 г. допускает  издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих  силу законов (ст.76, 77). "Законодательные  декреты" издаются Правительством в  порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые  кодексы). "Декреты-законы", напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе "в случае особой необходимости и срочности", но подлежат утверждению Парламентом  в пределах 60 дней после их опубликования.

Научные исследования в области  права ведутся в Италии главным  образом на юридических факультетах  университетов, которые имеются  почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.

Гражданское и смежные с ним

отрасли права

Гражданский кодекс 1942 г., в  первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит из 6 книг: о лицах  и семье (I), о наследовании (II), о  собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и о защите прав (VI). (Они принимались раздельно в 1938-1941 гг.) При подготовке Кодекса, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, в значительной степени воспринятого в прежних итальянских кодексах, но и Германского гражданского уложения 1896 г., а главное, в нем были выражены концепции самих итальянских цивилистов, стремившихся найти правовую форму, адекватную, на их взгляд, сложившимся в стране конкретным условиям экономики. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделы нового Гражданского кодекса, главным образом в книги об обязательствах (IV) и о труде (V). С точки зрения юридической техники наиболее совершенной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т.д.

Важным дополнением к  Гражданскому стал Навигационный кодекс 1942 г., в котором регулируются правовые вопросы морских, речных и воздушных  перевозок, в том числе и трудовые отношения на этих видах транспорта. В нем содержатся также нормы  об уголовной и дисциплинарной ответственности  за нарушение соответствующих правил.

В сфере частного права  действует целый ряд законодательных  актов, восполняющих пробелы Гражданского кодекса либо развивающих и конкретизирующих его положения, – законы о банкротстве (этот институт, прежде регулировавшийся Торговым кодексом, не получил отражения в новом Гражданском кодексе), гражданстве, чеках и векселях, о страховых компаниях, банках, авторском праве и др.

Итальянский ГК и Закон  о браке, в силу большого влияния  католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено  несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного  проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения  страны. Принятый в 1987 г. Закон признал  раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для  развода и предусмотрел возможность  поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами.

Трудовые отношения в  Италии регулируются наряду с нормами  ГК рядом других законодательных  актов (книга V Гражданского кодекса (о  труде) закрепляет правовое положение  не столько работников, сколько предпринимателей, а также предприятий и акционерных  обществ). Конституция 1947 г. провозгласила  право на образование профсоюзов, на забастовку, осуществляемую "в  рамках законов", на равенство в  оплате труда мужчин и женщин и  др. Важную роль в определении условий  труда и заработной платы играют коллективные договоры, заключаемые  между профсоюзами и организациями  предпринимателей нередко в ходе ожесточенных классовых сражений. В 1970 г. был принят Закон о защите свободы и достоинства работников. Имеется развитая система законодательных  актов в сфере социального  обеспечения. Создан Союз пенсионеров  как часть профсоюзного движения. Фонд общего обязательного социального страхования формируется из взносов предпринимателей и работников. За счет этого фонда и из иных источников осуществляются выплаты пенсий по старости и инвалидности и различного рода пособий безработным, малоимущим, бездомным и другим категориям граждан. В 1988 г. проведена реформа системы семейных пособий.

За последние десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. Создано Министерство культурного наследия и окружающей среды. В 1977 г. издан Закон об основных принципах и мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В 1989 г. законодательно оформлена трехгодичная программа охраны окружающей среды. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения почвы и по улучшению качества природных источников снабжения питьевой водой.

Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1942 г., подвергался  впоследствии сравнительно небольшим  изменениям (1950 г. и др.).

Уголовное право и процесс

Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений  в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как  традиционные принципы и институты  буржуазного уголовного права, разработанные  классической школой, так и некоторые  концепции антрополого-социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным "социально опасными". Принятый одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.

После свержения фашистского  режима и принятия Конституции 1947 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место среди них принадлежит, в частности, Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права  защиты на предварительном следствии  и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения  в законодательство, определяющее сроки  предварительного заключения (последние  изменения 1984, 1986 гг. и др.).

В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла  отражение тенденция к либерализации  уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон N 220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон N689) уголовная ответственность за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, 1965 г.; о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий по телефону получать у прокурора разрешение на арест и обыски. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания "раскаявшимся" террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью этот вид наказания отменен в Италии в 1994 г.

С 1947 г. началась подготовка проекта нового УПК: был издан  Специальный закон, поручавший Правительству  издать текст нового Кодекса и  сформулировавший те критерии и принципы, которым должны были следовать его  составители. Созданная Правительством комиссия на протяжении нескольких десятилетий  подготовила последовательно несколько  проектов кодекса. Наконец, в 1988 г. был  издан новый Уголовно-процессуальный кодекс Италии. Принятие его потребовало  внести изменения в законодательство по вопросам судоустройства. В УПК 1988 г. подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности, хотя одновременно с этим в нем было упрощено решение  некоторых процедурных вопросов. В новом УПК подробно регламентируются правовой статус участников судебного  процесса, проблема собирания и оценки доказательств, вопросы предварительного расследования и судебного разбирательства, обжалования приговора и иных судебных постановлений, а также  процессуальная регламентация исполнения наказаний и мер безопасности.

Судебная система. Органы контроля

Общую судебную систему возглавляет  Высший кассационный суд (обычное название – Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное  толкование закона, единство национального  права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов  по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции  судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским  делам и 3 – по уголовным. Палаты возглавляются председателями и  слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может  передать на рассмотрение объединенного  заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том  числе и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных  судов, заседающих в главных городах  судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры  и вынесенные по первой инстанции  решения трибуналов. Дела в них  рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и  гражданские дела, превышающие компетенцию  преторий, а в качестве второй инстанции  – апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются  коллегиями в составе 3 профессиональных судей.

Дела о наиболее серьезных  уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них – председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными  судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один – судья Кассационного суда (председательствующий), а другой – член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые  может быть назначено до 3 лет  лишения свободы, рассматриваются  в преториях (их в стране около  тысячи) единоличным судьей – претором. В большинстве преторий один претор, в других – несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются  также гражданские дела, сумма  иска по которым превышает компетенцию  мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать  лишь гражданские дела с небольшой  суммой иска. Они не профессионалы  и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована  система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который  состоит из двух профессиональных судей  и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях  подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются  в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную  систему во главе с Государственным  советом, одновременно и консультативным  и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства  и министерств и рассматривает  жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются  в каждой из 20 областей и выступают  как органы административной юстиции  первой инстанции, рассматривающие  жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются Президентом  по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих  высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и  после конкурсного отбора зачисленных  на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении  судей, несменяемость которых провозглашена  в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый  Президентом. В него входят по должности  первый председатель и генеральный  прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных  инстанций и на 1/3 – Парламентом  из университетских профессоров  и адвокатов.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который  формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном  конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать  решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 – Парламентом на совместном заседании палат и 5 – высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Информация о работе Правовая система Италии