Любые проявления
так называемого «беспредела», т.Е.
Игнорирование права, остальных
социальных норм, психология хищнического
противоборства частных лиц, исповедующих
представления о демократии по
формуле «Хочу, чтоб было то,
что захочу», образуют завалы
на пути формирования гражданского
общества, правового страны. Эти
проявления общественного зла
нужно преодолеть, и одной из
важнейших составных частей всей
работы по искоренению произвола,
нигилизма, социальной апатии
являются активные меры по
правовому воспитанию людей.
Воспитание правового
сознания в органической связи
с началами нравственности, демократического
сознания всех людей представляет
процесс повышения культуры общества,
человека, обретения им достоинства,
свободы и справедливости. В духовной
жизни нашего общества за последние
годы возросло неприятие идей
социально-утопического сознания. Но
актуальными являются вопросы
соотношения законности и свободы
личности, прав человека и его
гражданской ответственности, развития
демократии. Разумеется, что демократия,
законность, права человека несовместимы
с анархией, вседозволенностью, произволом.
Свобода человека в её нравственных
и правовых формах значит таковой
вариант поведения лица, в котором
реализация его здоровых, разумных
и благородных интересов смешивалась
бы с уважением интересов остальных
лиц, общества, страны.
В сознании
великих мыслителей человечества
исторически вызревала и находила
выражение мысль о мудрости, свободе
и достоинстве человека.
примечательные
мысли и суждения оставили
нам Платон, Аристотель, мыслители
более позднего времени. Платон
утверждал: «Мудрому не нужен
закон – у него есть разум»,
что следует толковать в связи
с другими идеями мыслителя
о лучшем устройстве страны, в
котором правят философы, мудрейшие
люди, разрабатывающие справедливые
законы. Ф. Рабле в философском
романе
«Гаргантюа и
Пантагрюэль», описывая уклад жизни
членов Телемской обители, отмечал,
что «вся их жизнь была подчинена
не законам, не уставам и
не правилам, а их своей хорошей
воле и хотению», а утомившись
обители состоял из одного
правила: «Делай, что хочешь».
Естественно, в этом правиле
получила выражение мысль просвещенного
индивидуализма.
Рабле пишет
о том, какие предпосылки определяют
свободный выбор поведения телемитов,
подчеркивает, что этих свободных
людей, происходящих от хороших
родителей, просвещенных, крутящихся
в порядочном обществе, сама природа
наделила инстинктом и побудительной
силой, которые постоянно наставляют
их на добрые дела и отвлекают
от порока, и сила эта зовётся
у них честью.
Естественно,
что воспитание правосознания
начинается с усвоения нравственных
ценностей, норм в семье, школе,
в духовном общении, в том
числе и играх со сверстниками,
товарищами и друзьями. Тут закладывается
нравственный фундамент, на котором
формируются элементы правового
сознания.
В наблюдениях
над жизнью, размышлениях о нормально
протекающих событиях и бытовых,
социальных конфликтах, связанных
с нормами права, юридическими
оценками, утверждаются правовые
представления, взоры, развиваются
чувства юных людей.
В правовом
воспитании, в его неразрывной
связи с общей культурой крупная
роль принадлежит художественной
литературе, средствам массовой
информации, в том числе телевидению,
радио, газетным публикациям.
Воспитание правового
сознания является составной
частью всей культурной жизни
общества, социальной функцией страны,
проявляющего заботу о просвещении
и воспитании подрастающего поколения.
Правовое просвещение взрослых
людей также имеет воспитательное
значение в развитии массового
сознания общества. Воспитательная
работа поднимает личное правосознание
личности до понимания более
общих юридических принципов
и требований, отвечающих интересам
всего общества, страны. Воспитание
в духе права, законности не
ограничивается правовым просвещением,
формированием положительного дела
к закону, праву, а находит своё
завершение в правовой активности
личности, в ее правовой культуре.
Правовая культура
личности выражается в овладении
ею основами юридических знаний,
в уважении к закону, праву,
в сознательном соблюдении норм
права, в понимании социальной,
юридической ответственности, в
непримиримости к правонарушениям,
в борьбе в ними. Знание гражданами
собственных прав, свобод, а также
обязанностей перед государством
и обществом является составной
частью правовой культуры. Правовое
сознание человека включает чувство
убеждённости в том, что он
найдёт у страны, его органов
помощь в защите собственных
прав, законных интересов, что
правительство справедливо просит
от него выполнения возложенных
обязанностей и что он равен
в правах с другими гражданами,
равен со всеми перед законом
и трибуналом.
Средствами повышения
правовой культуры людей являются
пропаганда права, развитие у
людей юридических знаний, практическое
укрепление законности. Огромное
воспитательное значение, действие
на людей, в особенности молодёжь,
оказывает пример управляющих,
в том числе должностных лиц
государственного аппарата, в неукоснительном
соблюдении законов, в борьбе
с преступностью. Правовая культура
– нужное условие сознательного воплощения
гражданином собственного долга перед
обществом и государством. Развитие правосознания
гражданина, общества способствует преодолению
отсталых взглядов, отклоняющегося поведения
людей, предотвращению случаев произвола
и насилия над личностью. Внесение научно
обоснованных, взвешенных правовых представлений,
взглядов в сознание людей, борьба с преступностью
являются предпосылками укрепления законности
и правопорядка, без чего нереально выстроить
гражданское общество и правовое правительство.
Формой публичного
сознания, отражающего моральные
дела, которые попадают во все
сферы жизни общества, является
мораль. Моральное сознание –
это система норм, принципов, ценностей,
эталонов, регулирующих дела людей
друг к другу, к семье, народу,
обществу. Эти нормы, принципы, ценности,
идеалы сложились в ходе истории
развития цивилизации, они развиваются
и наполняются новым содержанием
в современный период жизни
человечества, готовящегося к вступлению
в двадцать первый век.
Моральное сознание
– особенный метод социальной
регуляции, который имеет некие
общие черты с правовой регуляцией,
но в то же время имеет
значительные отличия от права.
Мораль представляет собой «противоречиво-
напряжённое соотношение понятий
сущего и должного».
Мораль как
форма публичного сознания и
вид публичных отношений провоцирует
утверждение и развитие достоинства
человека, его рвение к содержательной
и счастливой жизни.
В регулировании
публичных отношений мораль взаимодействует
с правом. При уяснении содержания
правовых норм нужен не лишь
их всесторонний анализ с учётом
требований идей правосознания
общества, но и выявление взаимосвязей
норм права с принципами и
нормами морали, с нравственным
сознанием общества. Применение
норм права просит проникания
в нравственную оценку жизненных
отношений, событий по конкретному
юридически важному делу. Анализ
моральных отношений нужен при
рассмотрении брачно-семейных, а
также многих гражданских и
уголовных дел.
Принципы морали
– это главные начала, исходные
требования, обхватывающие общественную
и личную жизнь человека. Они
конкретизируются в виде норм,
регулирующих поведение людей
в определённых жизненных ситуациях.
Нормы морали
тогда стают действенной основой
нравственного поведения человека,
когда они утверждаются в его
самосознании, получают качество
убеждения, соединяются с его
чувствами.
История развития
цивилизации свидетельствует, что
право и мораль как составные
части культуры общества органически
соединены друг с другом.
Правовая система
государственно-организованного общества
закрепляет жизненно принципиальные
для всего общества требования
морали, нравственные установления.
Законодательная власть в работе
по совершенствованию права учитывает
состояние публичной морали, нравственную
культуру населения страны, исходит
из того, что нравственная база
права является важнейшей составной
величиной общей регулятивной
потенции права, что право обязано
быть нравственным, законы обязаны
быть справедливыми и гуманными.
различие норм
права от морали проявляется
в характере гарантий выполнения
этих норм. Требования права и
морали выполняются большинством
людей сознательно, добровольно,
в силу понимания их справедливости.
Нормы морали исполняются в
силу личной убеждённости, привычки
человека.
Внутренним гарантом
морали выступает совесть человека,
а внешним – публичное мировоззрение.
«Для меня моя совесть означает
больше, чем речи всех», - утверждал
Цицерон. Различия меж правом
и моралью появляются и в
оценке мотивов поведения лица.
Право предписывает необходимость
всесторонней оценки поведения
человека, совершившего грех. Но
с юридической точки зрения
безразлично, какими мотивами
управлялся человек в конкретном
случае, если его поведение по
своим результатам было правомерным,
законным. С моральной же точки
зрения принципиально выявить
стимулы, мотивы человека, его
намерения в выборе определённого
поведения, являющегося правомерным.
С помощью права правительство
добивается утверждения в сознании
людей, всего населения прогрессивных
норм морали, борется с несправедливостью,
злом и пороками. Гражданское
и уголовное судопроизводство
призваны укреплять законность,
воспитывать людей в духе уважения
к праву, справедливым и законным
интересам личности, общества и
страны.
5. Содержание и
особенности правового воспитания
в органах внутренних дел.
изюминка правового
воспитания в органах внутренних
дел в том, что работа проводится
с законопослушными гражданами,
с ранее судимыми, с осужденными
условно либо с отсрочкой выполнения
приговора, а также с привлечёнными
к административной ответственности.
При этом работник милиции
обязан отлично владеть собственной
профессией, предъявляются высокие
требования к его деловым и
моральным качествам, он обязан
отлично знать право, остальные
социальные нормы, которые регулируют
его служебную деятельность.
Добросовестное
отношение к службе, честность,
неподкупность, принципиальность, гражданское
мужество, справедливость – неотъемлемые
его свойства. В служебной деятельности
работники милиции сталкиваются
со многими и очень различными
людьми. Они разбирают дела, в
которых переплелись частенько
противоречивые интересы разных
по своему характеру, социальному
положению людей.
не плохое знание
психологии человека, общей социальной
психологии. Он обязан быть знатоком в
области человековедения. Огромные
душевные силы, такт, понимание возрастных
особенностей человека необходимы сотруднику
отделения по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних.
На учёт в
это отделение ставятся дети,
совершившие какие-или противоправные
деяния, но в силу собственного
возраста освобождённые от уголовной
ответственности. Необыкновенную
категорию составляют дети, осужденные
условно либо с отсрочкой выполнения
приговора. С ними и проводится
определённая работа по правовому
воспитанию, направленная на недопущение
совершения повторных преступлений
и правонарушений. В данной работе
употребляются способы: убеждение,
принуждение, наказание, внушение.
Применение условного
наказания либо отсрочки выполнения
приговора – это возможность
бросить преступника на свободе,
дать ему для исправления испытательный
срок. Если в период условного
осуждения либо отсрочки выполнения
приговора ребенок допускает
такие нарушения как уклонение
от работы либо учёбы, злоупотребление
спиртными напитками, неявка на
регистрацию в отделение (если
таковая обязанность была на
него возложена трибуналом), совершает
незначительные правонарушения, то
с ним кроме профилактических
бесед инспектором по делам
несовершеннолетних, проводятся беседы
управлением райотдела и выносится
официальное предостережение. Если
же и после такового предостережения
ребенок не стал на путь
исправления, а продолжает совершать
противоправные деяния, то в народный
трибунал вносится представление
органом внутренних дел на
этого ребенка, где указываются
все его деяния, предпринятые
профилактические меры, и содержится
просьба отменить отсрочку выполнения
приговора и навести несовершеннолетнего
в колонию. Но, как правило,
такое случается не совсем
частенько. Применение отсрочки
выполнения приговора либо условного
осуждения в отношении несовершеннолетних
оправдывает себя, значимая часть
подростков не совершает в
этот период и после снятия
наказания повторных преступлений
и правонарушений. К детям используются
принудительные меры воспитательного
характера – это возложение
обязанности извиниться перед
человеком, которого ребенок,
к примеру, оскорбил. Несовершеннолетнему
правонарушителю может быть объявлен
выговор либо серьезный выговор,
сделано предупреждение, он может
быть передан под наблюдение
коллектива, в котором обучается
либо работает, ему могут назначить
публичного воспитателя, который
будет контролировать поведение
ребенка. В исключительных вариантах,
в частности, когда остальные,
более мягкие меры не подействовали,
ребенок может быть ориентирован
в особое воспитательное учреждение
для несовершеннолетних – спецшколу,
спецпрофтехучилище. Право использовать
такие принудительные меры воспитательного
характера предоставлено комиссии
по делам несовершеннолетних, но
они используются по инициативе
участковых инспекторов по делам
несовершеннолетних. Лица, совершающие
противоправные деяния в ранешном
возрасте, позднее, как правило,
существенно труднее поддаются
исправлению, в итоге составляют
основной резерв для взрослой
и рецидивной преступности. Напротив,
более ранешние выявление и
своевременное принятие нужных
профилактических мер к детям,
совершающим первые, не представляющие
большой публичной угрозы правонарушения,
в значимой степени разрешают
не допустить формирования у
этих лиц стойкой направленности
на совершение в дальнейшем
каких-или преступлений. Все это
совместно обуславливает необходимость
всестороннего анализа преступности
несовершеннолетних.